ЗАКОН. Форум.

Бесплатная юридическая помощь в Приморье. WhatsApp +79025555112
Текущее время: 28 Апрель 2024, 03:13

Часовой пояс: UTC+11:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 5 сообщений ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О земном.
СообщениеДобавлено: 13 Февраль 2004, 04:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 Август 2003, 09:46
Сообщения: 17
Откуда: Липецк
Коллеги, есть ли у кого методическое пособие по борьбе с коррупцией. По заданию ГП РФ проводим проверку. Но что-то имеющаяся литература не дает ответ на вопрос "как выявить?" :-(
Если кто-нибудь даст полезную ссылку или окажет иную помощь, скажу "большое спасибо" ;-)

_________________
С уважением, ЮВ


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 Февраль 2004, 10:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 Июль 2003, 15:31
Сообщения: 356
Откуда: Владивосток
Примерный образец (на основе действующего законодательства).

В Указе Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" коррупция определяется как использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для получения материальных и иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.
В широком смысле коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях.
Распространение коррупции отмечается во всем мире. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией она определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях. В международных документах обращается внимание на серьезность проблем, создаваемых коррупцией, которые могут поставить под угрозу стабильность и безопасность общества, подорвать его демократические и моральные ценности и нанести ущерб его социальному, экономическому и политическому развитию. Подчеркивается общепризнанная связь коррупции с другими формами преступности и, в первую очередь, с организованной и экономической преступностью, включая отмывание денег.
Современный уголовный кодекс России содержит значительное число составов преступлений, которые субъектами которых могут быть представители власти. Это, во-первых, преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ (а именно статья 285 – злоупотребление должностными полномочиями; статья 286 – превышение должностных полномочий; статья 287 – отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации; статья 288 – присвоение полномочий должностного лица; статья 289 – незаконное участие в предпринимательской деятельности; статья 290 – получение взятки; статья 291 – дача взятки; статья 292 – служебный подлог; статья 293 – халатность)
Во-вторых, представители власти, могут совершать преступления, предусмотренные статьями 169 (Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) 170 (регистрация незаконных сделок с землей) 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) и других статей уголовного кодекса Российской Федерации. Всего в Особенной части УК РФ в 38 составах преступлений, включая квалифицированные, указан признак "использование служебного положения". В ряде составов предусмотрен субъект, права и обязанности которого имеют должностной характер ( статья 136 нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, статья 137 нарушение неприкосновенности частной жизни, статья 139 нарушение неприкосновенности жилища др.). Имеются в УК РФ также и такие составы, в которых действия, образующие объективную сторону преступления могут быть совершены только должностным лицом, хотя специально эта особенность субъекта преступления в диспозиции не оговаривается (незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей). Наконец, в Уголовном кодексе есть такие преступления, которые могут быть совершены как должностными лицами с использованием своего служебного положения, так и частными гражданами.
Борьбу с такими проявлениями коррупции, согласно действующему законодательству ведут правоохранительные и контролирующие органы. Общую координацию в борьбе с преступностью осуществляют органы прокуратуры на основе Указа Президента Российской Федерации "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" от 18 апреля 1996 г. На органы прокуратуры также возложена, обязанность организации предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по ст.285-293, по преступлениям, совершенным должностными лицами органов федеральной службы безопасности, службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также по преступлениям, совершенным в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Следователи органов внутренних дел проводят расследования по уголовным делам о преступлениях предусмотренных ст. 290-293 УК РФ (статья 290 получение взятки, статья 291 дача взятки, статья 292 служебный подлог, статья 293 халатность) в отношении иных лиц.
Расследование дел о коррупционных преступлениях в основном возможно благодаря мероприятиям, проводимым оперативно-розыскными органами до возбуждения уголовного дела, в результате которых собирается материал, ориентирующий следователя в ситуации в целом и, в основных направлениях сбора и фиксации доказательств, изобличающих виновных.
Выявлением фактов коррупции, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации занимаются правоохранительные органы. имеющие право на осуществление оперативно-розыскной деятельность, а именно: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности., федеральные органы государственной охраны, таможенные органы, служба внешней разведки, министерство юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Работа по борьбе с коррупцией строится в соответствии с постановлением координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 23.03.01 г., постановлением координационного совещания руководителей правоохранительных органов федеральных округов, совместных приказов руководителей правоохранительных органов края (области), Кроме того, органы прокуратуры действуют в соответствии с приказами прокурора края (области).
Прокуратурой края (области) направляются соответствующее задание городским и районным прокурорам, в которых предлагалось принять меры по усилению борьбы с проявлениями коррупции, взять под особый контроль своевременное и качественное рассмотрение материалов и расследование уголовных дел о взяточничестве и прочих должностных преступлениях руководящих работников органов власти, сотрудников правоохранительных органов, принять меры к возмещению причиненного государству ущерба, привлечению виновных к установленной законом ответственности. Расследование дел о взяточничестве поручатся квалифицированным следователям, наиболее сложные и актуальные дела передаются в производство следователей следственного управления прокуратуры края (области).
Анализ коррупционных преступлений показывает, что факторы нестабильного экономического состояния оказывают сильное влияние на преступность в целом, а на уровень выявленных фактов взяточничества эти обстоятельства не оказали никакого влияния. Так же на уровень регистрируемой преступности влияют изменения в законодательстве, так, например, резкое увеличение регистрируемых преступлений связанных с наркоманией произошло вследствие существенного понижения уголовно-наказуемого количества наркотиков, обнаруженного у гражданина. Однако изменения в законодательстве, не повлияли на количество выявляемых случаев взяточничества. За более чем двадцатилетний отрезок времени, количество взяточников остается относительно стабильным.
Прокуратурой постоянно, с учетом складывающейся оперативной обстановки, проводятся проверки эффективности мер, принимаемых оперативными службами по противодействию коррупции. Нередко в ходе них выявляются случаи вынесения незаконных решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В целях активизации розыскных мероприятий даются письменные указания, вносятся представления, которые рассматриваются на оперативных совещаниях с участием представителей прокуратуры.
Оперативно-розыскная деятельность специализированных подразделений правоохранительных органов зачастую не завершается возбуждением уголовного дела и привлечением лица к уголовной ответственности. Процессуальные просчеты оперативных работников нередко создают условия, при которых производство по преступлениям коррупционного характера прекращается по реабилитирующим основаниям. Хоть и единичными, но были факты выявления преступлений анализируемой категории при осуществлении своих полномочий оперативными службами правоохранительных органов.
Необходимо так же отметить, что роль контролирующих органов в выявлении финансовых нарушений, допускаемых должностными лицами, низка, по информации этих органов возбуждается не более 3-10% уголовных дел о коррупции в сфере экономики. Осуществляемая деятельность не носит системного и наступательного характера, в организации работы не изжит формализм.
Результаты деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в разрезе городов и районов края выглядят следующим образом. По числу выявленных преступлений коррупционной направленности среди других регионов преобладает краевой(областной) центр, на который приходится основной объем от числа зарегистрированных преступлений анализируемой категории в год. В то же время в ряде регионов края за год иногда не ставится на учет ни одного преступления анализируемой категории, что свидетельствует о пассивности в работе правоохранительных органов на столь ответственном участке их деятельности.
Оценивая по существу характер выявленных преступлений рассматриваемой категории, необходимо отметить, что подавляющее большинство уголовных дел о взяточничестве и иных проявлениях коррупции возбуждены в отношении представителей низшего и среднего звена госслужащих (в основном - сотрудников различных подразделений милиции общественной безопасности, таможни, налоговых инспекций, медработников и т.д.), и лишь в единичных случаях в сферу правоприменительной деятельности попадают должностные лица, занимающие руководящие должности в органах власти и управления.
Необходимо отметить, что органы прокуратуры постоянно проводят мониторинг борьбы с коррупцией. Так в целях организации контроля за ходом расследования дел коррупционной направленности и в целях исключения необоснованного прекращения уголовного преследования по каждому факту освобождения от уголовной ответственности должностных лиц по нереабилитирующим основаниям уголовные дела с заключениями горрайпрокуроров изучаются в прокуратуре края (области).
Кроме осуществления борьбы с коррупцией проводится работа и по предупреждению коррупции. В деле предупреждения коррупции органы прокуратуры руководствуются наряду с федеральным законодательством, законодательством субъекта Федерации, законодательством муниципальных образований, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Основными регламентирующими документами по предупреждению коррупции являются указание Генерального прокурора № 49/7 от 12.08.1996 года, постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов федерального округа.
Наряду с правоохранительными органами, вопросами предупреждения коррупции занимаются и административные органы. Так в администрации работает комиссия по борьбе с коррупцией, членами которой являются руководители всех силовых структур. Заседание комиссии, с заслушиванием отчетов отдельных руководителей проводится ежеквартально. Проводится совместный анализ состояния законности, эффективности использования предусмотренных законом средств предупреждения проявлений коррупции, результаты которого обсуждается на координационных совещаниях.
К нормативным актам, регулирующим порядок прохождения государственной службы в части предупреждения коррупции, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.06.95 № 119 "Об основах государственной службы Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 11.01.95 № 32 "О государственных должностях Российской Федерации" с последующими изменениями, Указ Президента РФ от 11.01.95 № 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих"
В перечисленных выше законодательных актах дано понятие государственной службы, приведен перечень основных полномочий государственных служащих, вводящий ограничения, большинство из которых носит антикоррупционную направленность, в том числе запреты на занятия, не связанные с государственной службой. Например, государственный служащий не имеет права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой, предпринимательской деятельности. Государственному служащему запрещено членство в органе управления коммерческой организации (если иное не предусмотрено федеральным законодательством или если лицу в установленном законом порядке это прямо не поручено), а также использование служебного положения в интересах политических партий и общественных объединений.
Нормативная база, регламентирующая службу в органах местного самоуправления, состоит из Федерального закона от 28.08.95 № 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Федерального закона от 08.01.98 № 8 "Об основах муниципальной службы в российской Федерации", а также законодательных актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований. Из указанных правовых актов следует, что по общему правилу должностными лицами являются служащие, которые в силу своего служебного положения имеют право на совершение юридически значимых действий, влекущих правовые последствия.
В ходе прокурорских проверок были выявлены нарушения федерального законодательства о государственной службе субъекта Федерации, которые в определенной степени обусловлены недостаточным нормативно-правовым регулированием вопросов прохождения государственной службы. По представлению прокуратуры администрация приводила законодательство в соответствии с федеральным законодательством.
Выявлялись и другие нарушения федерального законодательства. В том числе в вопросах организации и прохождения государственной службы в администрации.
Несмотря на то, что в целях равного доступа граждан к государственной службе Федеральным законодательством предусмотрено конкурсное замещение высших, главных, ведущих и старших вакантных должностей категории «В» таких конкурсов не проводилось. А опубликованные объявления о конкурсах на замещение вакантных должностей не отвечали условиям организации конкурса, предусмотренные федеральным законодательством. В них не были указаны требования, предъявляемые к государственным служащим, наименование вакантной должности, условия государственной службы.
В ходе прокурорских проверок было установлено, что уровень образования определенной части государственных служащих не соответствует занимаемой должности, а также высшее образование ряда государственных служащих не соответствует специализации замещаемых должностей.
Многие государственные служащие, имеют высшее образование не соответствующее занимаемой должности. В обоснование имеющего образования представляют дипломы о профессиональной переподготовке. Между тем Федеральным законом предусмотрено, что для замещения высших и главных государственных должностей необходимо дополнительное высшее профессиональное образование по специализации этих должностей. В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России дипломы о профессиональной переподготовке лишь подтверждают факт переподготовки специалиста для выполнения нового вида деятельности, но не являются документами о дополнительном высшем образовании. Обязанности принятия решения о признании профессионального образования равноценным образованию по специализации государственных должностей возложена на Совет по вопросам государственной службы, фактически же Совет такие вопросы не рассматривал.
Прокуратурой выявлялись случаи, когда лица, принимаемые на госслужбу или являющиеся государственными служащими, сообщали о себе неверные или неполные сведения. Материалы собственных проверок, проводимых инспекцией по личному составу администрации, так же свидетельствуют о подобных фактах. Однако к ответственности такие лица, согласно закона субъекта Федерации «О государственной службе» не привлекались.
Прокуратурой была затребована информация из Министерства РФ по налогам и сборам на лиц, замещающих высшие, главные и ведущие должности в краевой администрации. Полученные данные свидетельствовали о том, что ряд должностных лиц, указанных категорий в нарушение закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» состоят членами органов управления коммерческих организаций, а также являются учредителями коммерческих структур.
Кроме того, было установлено, что ряд государственных служащих имеют в собственности пакеты акций акционерных обществ, которые не переданы в доверительное управление на время прохождения государственной службы. Та как в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты) акций в уставном капитале коммерческих организаций в порядке установленном федеральным законом. Однако федеральный закон, определяющий порядок передачи государственным служащим акций в доверительное управление третьим лицам под гарантию государства, до настоящего времени не принят.
Работы по предупреждению коррупции ведется и на муниципальном уровне. Основополагающие принципы муниципальной службы и правового положения муниципальных служащих установлены законами «Об основах муниципальной службы» в Российской Федерации» и законом субъекта Федерации «О муниципальной службе», кроме этого, правовое регулирование муниципальной службы осуществляется иными федеральными и краевыми (областными) законами, а также уставами и нормативными актами муниципальных образований.
В ходе прокурорских проверок установлено, что не во всех муниципальных образованиях разработана достаточная нормативно-правовая база прохождения муниципальной службы по вопросам отнесенных к их ведению. Так в некоторых районах не приняты нормативно-правовые акты о порядке и условиях аттестации, не определен порядок и условия прохождения муниципальными служащими испытания.
Повсеместно распространены нарушения статьи закона, устанавливающей квалификационные требования, предъявляемые к муниципальным служащим по уровню образования и стажу работы. Отмечены многочисленные факты принятия на работу служащих без необходимого стажа работы. Во многих муниципальных образованиях допускается прием на муниципальную службу граждан без предъявления медицинских заключений о состоянии здоровья, а также справок из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений о полученных доходах и об имуществе, являющихся объектами налогообложения. Об устранении указанных нарушений органами прокуратуры вносились представления в муниципальные образования.
Выявлены многочисленные факты нарушения законодательства об аттестации муниципальных служащих, среди которых чаще всего встречаются несоблюдение сроков очередных аттестаций, порядка и условий аттестования муниципальных служащих.
Федеральным и законодательством субъекта Федерации предусмотрен принцип равного доступа граждан к муниципальной службе. Условием его реализации является проведение конкурсного замещения вакантных муниципальных должностей. Категории вакантных должностей, замещаемых на конкурсной основе, определяется в силу закона Уставом и иным нормативным актом МО. Однако конкурсный порядок замещения вакансий реально осуществляется в единичных случаях, к тому же с нарушением закона.
В ходе прокурорских проверок установлено, что не во всех муниципальных образованиях с гражданами, принятыми на муниципальную службу, заключены трудовые договоры в порядке и на условиях, указанных в краевом законе о муниципальной службе. По всем нарушениям федерального законодательства выносились акты прокурорского реагирования.
В целом анализируя состояние работы по борьбе и предупреждению коррупционных проявлений, следует отметить, что в условиях распространенности нарушений, допускаемых государственными служащими, высокой латентности и многообразием форм коррупции, эффективность деятельности правоохранительных органов на данном направлении явно недостаточна, так как до сих пор не задействован весь арсенал имеющихся средств в борьбе с этими правонарушениями.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 Февраль 2004, 05:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 Август 2003, 09:46
Сообщения: 17
Откуда: Липецк
Спасибо!

_________________
С уважением, ЮВ


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Да...
СообщениеДобавлено: 02 Март 2004, 12:44 
Уважаемый Адмиистратор !
Прочитал Ваш опус, оценил труд : объёмно, аргументированно, продуманно. Как вечный прокурорский скептик скажу - велика мысль, но, извините, крайне бесперспективно применение идей. :? Поздно уже,у нас пора спать ( у Вас, кажется, разгар рабочего дня), когда Вы будете спать - а я, сиречь, бодрствовать, - разовью свои мысли.


Вернуться к началу
   
 Заголовок сообщения: Re: Да...
СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2007, 05:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 Март 2007, 15:32
Сообщения: 513
Чемодан писал(а):
Уважаемый Адмиистратор !
Прочитал Ваш опус, оценил труд : объёмно, аргументированно, продуманно. Как вечный прокурорский скептик скажу - велика мысль, но, извините, крайне бесперспективно применение идей. :? Поздно уже,у нас пора спать ( у Вас, кажется, разгар рабочего дня), когда Вы будете спать - а я, сиречь, бодрствовать, - разовью свои мысли.
Чемодан! Обещанного три года ждут, вроде.. Срок вышел - развивай! 8)


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 5 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+11:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 21 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB