ЗАКОН. Форум.

Бесплатная юридическая помощь в Приморье. WhatsApp +79025555112
Текущее время: 20 Апрель 2024, 06:00

Часовой пояс: UTC+11:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Административная экономика
СообщениеДобавлено: 23 Август 2004, 17:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 Июль 2003, 15:31
Сообщения: 356
Откуда: Владивосток
Опубликовано в журнале "Эксперт"
Ольга Анчишкина (референт президента РФ, кандидат экономических наук.)

Административные барьеры - это отнюдь не пережиток социалистического способа производства. Они давно уже вышли за границы административной системы и стали полноценным сектором экономики, живущим по своим законам

Традиционно считается, что органы государственной власти и местного самоуправления выстраивают перед бизнесом административные барьеры - чтобы через выдачу разрешений, согласований и лицензий или путем надзора и проверок получать взятки. Есть классический рецепт дебюрократизации - сократить объем обязательных требований, перейти к техническому регулированию, организационно обособить контрольно-надзорные органы.

Но к настоящему времени сформировалась и укрепилась административная экономика, она сама по себе является фундаментом для воспроизводства тех деформаций рынка, с которыми и ассоциируется административное давление.


Основа административной экономики - требования государственных и местных властей. Они всегда натурализуются в товарах и услугах. Противопожарные предписания обязывают приобретать пожарную сигнализацию и средства пожаротушения. Технические и энергетические - проверять метрологическое оборудование, обучать сотрудников, разрабатывать технические условия по нагрузкам сетей и внутренней электропроводки. Санитарно-гигиенические - проводить дезинфекцию и дезинсекцию помещений, следить за предельно допустимыми выбросами, проводить экспертизы, получать санитарные паспорта. Архитектурные - оформлять фасады к праздникам, озеленять газоны, ремонтировать подъезды. И так до бесконечности. Но нет ни одного обязательного требования, которое к сегодняшнему дню не обросло бы коммерческой деятельностью.

Такая активность кажется похожей на обычную экономическую деятельность, но это территория экономического Зазеркалья. Поставщик, как правило, жестко определен. Конкуренция минимальна, а монополизация чрезвычайно высока. Объем закупок и ценовой диапазон зависят от взаимной упертости сторон и платежеспособности ответчика. Так почему же школы и интернаты горят, почему падают после капитальных ремонтов самолеты и вертолеты, а в строящихся домах складываются лестничные марши? А потому что заключаемые договора могут оставаться фиктивными и ничтожными по содержанию - "покупателям" в любой момент грозит предъявление новых административных "товаров", от покупки которых они не в силах будут отказаться.

Попытаемся оценить примерные масштабы административной экономики. По расчетам фонда "Индем", в 2002 году объем внебюджетных финансовых ресурсов, привлекаемых в органы госконтроля, определялся в 33,5 млрд долларов. Свое независимое натурное обследование емкости рынка контрольно-надзорных услуг провело Экспертное управление президента Российской Федерации, по его данным она составляла в том же году 10 млрд долларов. Суммы в любом случае - более чем внушительные, значительно превышающие накопленные в Стабилизационном фонде РФ средства.

За последние годы сегмент административной экономики расширялся. При сокращении бюджетных расходов и реструктуризации сети учреждений здравоохранения и образования количество государственных учреждений (структур, наиболее часто задействованных в хозяйственном обороте обязательных требований) не то что не сократилось, а, наоборот, увеличилось и к 1 января 2004 года достигло 60536 единиц. За 1999-2003 годы численность государственных учреждений выросла на 65% при общем увеличении количества организаций и предприятий за тот же период на 45%.

Известно, что через государственные учреждения проходит существенная часть договоров об оказании псевдоуслуг и покупке "обязательных" и "сопутствующих" товаров. Судя по косвенным признакам, предприятия административного сектора относятся к категории высокорентабельных производств. Статистические наблюдения за деятельностью государственных организаций фиксируют примечательную картину. По данным А. Фоминых (Рабочий центр экономических реформ при правительстве Российской Федерации), производительность труда на государственных унитарных предприятиях по одной и той же отрасли промышленности почти втрое ниже, чем на негосударственных. А рентабельность продаж по балансовой и по чистой прибыли - на 60-70% выше.

Общественная организация малого бизнеса "Опора России" составила рейтинговую карту нарушений прав предпринимателей в регионах страны. И получилось, что чем выше уровень деловой активности в регионе, тем выше и непроизводственные издержки ведения бизнеса - потери, связанные с преодолением избыточного административного давления.

Наивно надеяться, что побочным результатом административной реформы станет самопроизвольное снижение непроизводственных издержек ведения бизнеса. Административные барьеры перестали быть лишь пережитком социалистического способа производства. И вышли за границы административной системы. Они стали полноценным, живущим по своим законам сектором экономики.

Дебюрократизация не сможет изменить статус этого сектора экономики - поскольку не видит самого объекта административной экономики. Перевод функций, признанных избыточными для федеральных органов исполнительной власти, на рынок не представляется абсолютным и исчерпывающим выходом из ситуации. Рынок предрасположен к тому, чтобы трансформировать высвобождающиеся функции в доходное дело. И те же саморегулируемые организации - потенциальные регуляторы, и субъекты рынка, точно так же, как и органы государственной власти, могут и, думается, будут выставлять своим членам избыточные внеэкономические требования.

Законодательство о техническом регулировании также может оказаться менее эффективным, чем ожидалось ранее. Поскольку административные требования имеют довольно сильное предпринимательское лобби. А процедуры выбраковки фиктивных общественных благ не созданы.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения: Прочитал
СообщениеДобавлено: 29 Август 2004, 21:55 
Блестяще ! Только почему-то ни слова про прокуратуру (ну и милицию, соответственно) - такой же элемент административного (и, зачастую, бессмысленного) давления. Вот мы на основании выводов территориального зем.управления внесли представление владельцу бензоколонки убрать забор и благоустроить территорию. Естественно, за его счёт. А потом ещё чего-нибудь придумаем. 8)
И ещё "минус" материала : констатация факта есть, а вот рецептов изменения ситуации фактически нет. Предлагается самим подумать ? Хм, это занятие неплохое, да вот не в нашей системе...


Вернуться к началу
   
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+11:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB