Не вижу нарушения закона. Подозреваемый может быть в 2-х аспектах: как процессуальное лицо (задержанное в порядке ст.91 УПК РФ), как непроцессуальное лицо (с точки зрения оперативно-розыскной деятельности). Так вот ваш товарисч как раз попал во вторую категорию - на него указали, как на подозреваемого, его доставили в отдел полиции, выполнили все формальности, "откатали" пальчики, но до обретения процессуального статуса дело не дошло - не подтвердилось подозрение (терпила не опознал, экспертиза дала отрицательный результат). А пальчики загнали в базу для спецпроверки. Вот и все. Оснований для переживания нет. Главное в будущем не совершать гнусных противоправных вещей и тогда дело до тюрьмы не дойдет. Как-то вот так.
Вы наверное имели в виду официально подозреваемый и не официально подозреваемый?
ст. 91 УПК РФ:
1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
...
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
...
Тем самым, они могли задержание процессуально оформить, но они не сделали этого по причине:
1. Не было никакого преступления, и цель принудительного доставления в УМВД была изначально другая.
2. Не было никакого очевидца или данный очевидец отказался письменно закрепить эти показания.
3. Иные причины.
ст. 6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Я не вижу среди всех ОРМ такого мероприятия как "неофициальное задержание", "непроцессуальное задержание", "непроцессуальное подозрение" или "неофициальное подозрение". Также, в данном федеральном законодательстве, я не нашел дополнительных полномочий у органа, осуществляющего ОРД, при подозрении, в обход ст. 46 и 91 УПК РФ.
Вместе с тем, я нашел зато вот это:
ст. 4 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют "Конституция" Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Описанные вами полномочия по непроцессуальному задержанию, а также при непроцессуальном подозрении должны где-либо быть закреплены в правовом акте. Хотелось бы его увидеть.
Также, хотелось бы отметить, если федеральное законодательство ссылается на такое понятие как "Подозреваемый", то наверное подразумеваться всё-таки официальное толкование понятия, а не какое-то понятие, который каждый может по своему истолковать и применить.
То есть, я хочу сказать, что категорически с вами не согласен!