КамАЗ борется с "откатами"
Илья Хренников
Анастасия Герасимова
Ведомости
30 марта 2004
Группа "КамАЗ", производитель одноименных грузовиков и малолитражек "Ока", показала пример публичной борьбы с внутренней коррупцией. Завод расстался с одним из ведущих конструкторов из-за того, что тот обеспечил посредническим контрактом фирму, созданную его сыном. Обычно компании подобные факты стараются не афишировать.
В группу компаний "КамАЗ" входят 17 дочерних компаний. Основная продукция КамАЗа - автомобили грузоподъемностью от 4 до 20 т и дизельные двигатели. В 2003 г. КамАЗ выпустил 24 066 грузовиков и 40 016 легковых машин. Чистая прибыль группы "КамАЗ" за 2002 г. - 1,869 млрд руб. , чистая прибыль самого завода КамАЗ - 78 млн руб. Минимущество России владеет 34,01% акций КамАЗа, Внешторгбанк - 19,41% , Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - 11,6% , ЕБРР - 6,79% , KAMAZ International Management - 3,82% , Сбербанк - 2,82%.
Как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе КамАЗа, заместитель главного конструктора департамента развития и внедрения новых разработок КамАЗа Игорь Смирнов был уволен 2 марта с формулировкой "по собственному желанию". Однако на заводе не скрывают, что настоящей причиной расставания с конструктором стали злоупотребления, выявленные службой безопасности КамАЗа в феврале. Тогда в ходе совместных мероприятий ОАО "КамАЗ" и правоохранительных органов Татарстана департамент экономической безопасности КамАЗа провел проверку внедрения маркировки и обнаружил, что "должностные лица, занимающие достаточно высокие посты, действуя в сугубо личных интересах, заключили договоры на разработку маркировки с фирмами, возглавляемыми их ближайшими родственниками", сообщила пресс-служба.
О ком именно идет речь, разъясняет на корпоративном сайте КамАЗа замгендиректора по экономбезопасности Ильдар Шамилов: "Между нашей компанией и московской фирмой был заключен договор. В посреднических услугах стороны не нуждались, однако в марте прошлого года труд их оказания взяла на себя фирма, в состав учредителей которой был введен некто Смирнов, сын одного из главных конструкторов КамАЗа".
С самим Смирновым "Ведомостям" связаться вчера не удалось, а в его департаменте отказались комментировать заявления компании. А пресс-служба сообщила, что предотвращенный экономический ущерб составил 379 000 руб. - такая сумма могла уйти из бюджета КамАЗа "родственникам заинтересованных лиц".
Гендиректор ИКГ "РОЭЛ Консалтинг " Владимир Дорохин отмечает, что схемы "откатов" уходят в прошлое. Эффективные собственники и менеджеры переходят на систему тендерных закупок, мотивируют и контролируют персонал, делая коррупционные схемы рискованными. Однако компании все еще стараются не афишировать такие факты. "Это делается публично для менеджеров, но не для рынка", - отмечает Дорохин.
Но один из топ-менеджеров КамАЗа в разговоре с "Ведомостями" объяснил разглашение скандала "желанием КамАЗа сломать стереотипный имидж компании, связанной с массовыми хищениями". Он напомнил, что сразу же после своего прихода на должность гендиректора КамАЗа в 2002 г. Сергей Когогин инициировал создание межведомственной комиссии по борьбе с хищениями и экономическими преступлениями в группе "КамАЗ".
Дорохин считает такую позицию работодателя эффективной: "Набережные Челны не очень большой город, и человеку, которого со скандалом выгоняют с градообразующего КамАЗа, будет довольно неуютно. Другие руководители среднего звена теперь задумаются над своим поведением". Схожую оценку дает и вице-президент ИК "Атон" Александр Агибалов: "В данном случае это делается показательно, в назидание другим. Это часть внутренней политики гендиректора КамАЗа Сергея Когогина". Он тоже отмечает, что, несмотря на высокую коррумпированность российской экономики, обычно компании не выносят подобные факты на публику.
|