http://rbcdaily.ru/2010/03/16/focus/464695
Силовикам дано указание Генпрокуратуры не руководствоваться пунктом Налогового кодекса (НК) РФ, разрешающим уголовное преследование налоговых уклонистов только после вступившего в силу решения налоговой инспекции. Такое послабление для бизнеса было введено федеральным законом с начала этого года и стало продолжением проводимой властями либерализации уголовного законодательства. Прокурорская позиция может привести к тому, что следователи, как и раньше, основываясь только на своих подозрениях, продолжат «кошмарить» бизнес. Исправить положение могут оперативные поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и закон «Об оперативно-разыскной деятельности».
При применении некоторых норм федерального закона №383 «О внесении изменений в часть 1 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу с 1 января 2010 года, возникли разногласия. В распоряжении РБК daily оказалось письмо замгенпрокурора РФ Виктора Гриня, адресованное прокурорам субъектов Федерации. Из него следует, что «в ряде субъектов РФ по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198—199.1 УК РФ, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа». При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов доследственной проверки, признается необоснованным.
Сложившаяся в 2010 году практика возбуждения налоговых уголовных дел необоснованно ограничивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует выявлению и раскрытию указанных преступлений, считают в Генпрокуратуре. При этом правом выявлять факты уклонения от уплаты налогов и сборов оперативные подразделения наделяет закон «Об оперативно-разыскной деятельности». Законодательство же о налогах и сборах, по версии замгенпрокурора, регулирует «лишь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения». Налоговые правонарушения и ответственность за них закреплены в 6-м разделе НК РФ, где упоминания об уголовной ответственности нет, отмечает г-н Гринь.
Таким образом, ФЗ №383 распространяется только на действия налоговых органов и не может ограничивать «процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений», резюмирует замгенпрокурора. Поэтому при наличии повода и основания органы предварительного следствия обязаны возбудить уголовное дело и в 10-дневный срок уведомить соответствующий налоговый орган.
«Отличное разъяснение, которое возобновит практически парализованную работу по раскрытию налоговых преступлений, — прокомментировал письмо источник РБК daily в Следственном комитете при МВД. — Получалось, что к нам поступала оперативная информация о совершении налогового преступления, а мы вынуждены были лишь сообщать о ней налоговикам. Но налоговые органы могут проводить свою проверку сколько угодно, а наши действия строго регламентированы УПК. Поэтому «отвязать» нас от решений налоговых органов было жизненно необходимо».
В пояснительной записке на стадии прохождения 383-го законопроекта речь шла как раз о том, что факт нарушения законодательства о налогах и сборах должны устанавливать налоговые органы, а не милиционеры, напоминает бывший начальник правовой службы налоговой полиции по Москве, ныне адвокат Игорь Пастухов. «К тому же пленум Верховного суда ранее установил, что для предъявления обвинения необходимо указать, какие именно нормы законодательства о налогах и сборах нарушены. А в Налоговом кодексе написано, что факты нарушения законодательства устанавливаются только налоговыми органами. То есть раз следователю необходимо указать, какие нормы нарушены, то логично было бы ему подождать результатов соответствующей проверки», — говорит он. По логике же прокуратуры для возбуждения уголовного дела не обязательно установление факта правонарушения, достаточно и подозрений.
"РБК daily". Иван Петров