ЗАКОН. Форум. https://lawvl.club/ |
|
Коррупция новой волны https://lawvl.club/viewtopic.php?f=20&t=3414 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | admin [ 10 Ноябрь 2006, 19:04 ] |
Заголовок сообщения: | Коррупция новой волны |
// Почему ухудшение показателей коррупционности в России приходится на три последних года У чиновников, оказавшихся в ходе административной реформы в омуте неопределенности, формируется психология временщика Коммерсантъ мнение экономиста Российская загадка Усилившаяся в последние годы в России коррупция – это, увы, факт, который подтверждается и отечественными исследованиями (фонд "Индем"), и зарубежными (Всемирный экономический форум, Всемирный банк), о том же свидетельствует индекс Transparency International, опубликованный на этой неделе. Результаты исследований Института социологии РАН совместно с представительством Фонда Ф. Эберта также свидетельствуют о масштабности проблемы. Недавно и президент признал на встрече международного дискуссионного клуба "Валдай", что итоги борьбы с коррупцией можно оценить со знаком "минус". В общем, это признают все – президент, граждане, исследователи и даже сами чиновники. Но почему произошел рост коррупции в последние годы? Что случилось? Что спровоцировало его? Происходящее в России поставило в тупик даже экспертов Всемирного банка, недавно презентовавших фундаментальный доклад "Борьба с коррупцией в переходный период". Они честно признались, что не могут объяснить, почему в России, несмотря на рост среднедушевого ВВП, уровень коррупции не снижается, как во всех других странах, а, наоборот, растет. Все опять не как у людей. Почему? Нет ответов у экспертов Всемирного банка. Импульс дела ЮКОСа И все-таки попытаемся ответить. Коррупция начала усиливаться в последние годы, а точнее, с 2003 года (дата достаточно точно улавливается масштабными исследованиями того же Всемирного банка). Что произошло в 2003 году? Упорно приходит в голову тот факт, что с середины 2003 года начало раскручиваться образцово-показательное дело ЮКОСа. Вспоминаю, как в то время мне довелось участвовать в некоем заседании в одной уважаемой госструктуре. Было там достаточно начальников. Не первых лиц министерств и ведомств, но и не последних. Перед началом заседания зашла речь о ЮКОСе. И надо было видеть реакцию чиновников – это была какая-то смесь зависти (пожалуй, ее было больше всего), иронии, "справедливого" гнева по отношению к опальному олигарху. Чиновники достаточно высокого уровня не стеснялись выражать эти чувства. И это кажется принципиальным моментом. Не берусь утверждать, какие цели изначально преследовались инициаторами дела ЮКОСа. Было, вероятно, учтено то, как воспримет это большинство населения. Тем более, выборы близились. И происходящее вполне соответствовало ожиданиям населения. Но точно не было учтено, как воспримут это дело чиновники, какие выводы сделают некоторые из них. Деформация морали, этических принципов получила дополнительный импульс именно в этот момент. Провал дебюрократизации Дерегулирование, дебюрократизация, снятие административных барьеров – все эти задачи назывались в качестве ключевых для улучшения бизнес-климата в 2000 году, когда разрабатывалась и была одобрена правительственная стратегия развития до 2010 года. В 2001 году был принят ряд важных законов: "О государственной регистрации юридических лиц", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О лицензировании отдельных видов деятельности". В 2002 году был принят закон "О техническом регулировании", в Думу был внесен законопроект "О саморегулировании". Меры, предусмотренные этими законами, были безусловно нужными и полезными. Число лицензированных видов деятельности значительно сокращалось, началось внедрение принципа "одного окна" при регистрации, упорядочивалось проведение проверок и контрольных мероприятий, обязательные стандарты жестко регламентировались. Однако это совсем не означало победу в деле дебюрократизации. Реформаторы не учли главного: если не затрагивается мотивационный механизм чиновничества, то административные барьеры никуда не денутся. Более того, могут стать еще выше. Так и получилось. Мотивация – получение административно-статусной ренты – сохранилась. В результате основные административные барьеры, на преодоление которых были направлены усилия правительства (регистрация, лицензирование), тоже никуда не исчезли. Зато усилились другие барьеры, не являвшиеся основной целью дебюрократизации (разрешения, согласования, аккредитация и пр.). Возникли новые административные барьеры (паспортизация и пр.), компенсирующие потери бюрократии. Последовательно дискредитировалась идея саморегулирования. То есть в 2002-2003 годах административная система достаточно быстро оправлялась после принятых против нее мер. Административная проформа Сегодня реализаторы административной реформы любят отчитываться о проделанной работе, указывая на количество подготовленных стандартов и регламентов осуществления различных государственных функций. Но результаты этой работы являются скорее ярким свидетельством того, что административная реформа в нынешнем виде – самая что ни на есть административная проформа. Она не затрагивает главного: если чиновники работают ради получения административно-статусной ренты, никакие стандарты и регламенты не помогут. Причем "не туда" пошла реформа именно с 2003 года, когда о ней всерьез и заговорили. Правительственная комиссия под руководством Бориса Алешина долго и упорно инвентаризировала государственные функции министерств и ведомств. Правильное, наверное, дело. Но одни инвентаризировали функции, другие разрабатывали стандарты и регламенты. А главной проблемой никто не занимался. И уж совсем не имело отношения к этой главной проблеме то, что происходило с административной реформой в 2004 году. Начало года ознаменовалось мощнейшей административной перетряской – попыткой создания структуры федеральной исполнительной власти с четким разделением функциональных обязанностей по министерствам, службам и агентствам. Однако рафинированного разделения функций добиться не удалось. Да и как это могло произойти, если агентства и службы находились в ведении министерств. В результате многомесячная неразбериха с ликвидацией одних органов и созданием новых, выведением работников за штат, стремлением агентств и служб выйти из-под опеки министерств и т. д. Это тоже оказало самое прямое влияние на рост коррупции. У чиновников, которых окунули в омут неопределенности, начала формироваться психология временщика – неизвестно, мол, чем это все закончится, надо действовать. Вот и действовали, опустив страну в рейтингах коррупции на нижние строчки. Наверное, такое объяснение резко возросшего уровня коррупции в России в последние годы не исчерпывающее. Но объяснение это необходимо. Объяснение причин – первый шаг в борьбе со злом. Именно борьбы, и не с отдельными коррупционерами, а с феноменом российской коррупции. Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК |
Автор: | Г.А. [ 24 Февраль 2007, 03:29 ] |
Заголовок сообщения: | |
Вы ошибаетесь, утверждая, что коррупция от Ю. началась или проявилась активнее. Это у вас интерес какой-то к этой теме конкретный. Ну, передали их активы в другие руки - и также работают, какая разница рядовому мелкому корупционеру что с Ю. и где нефтяные активы? Коррупция была в нашей России-матушке всегда. До 2003 года состоялся раздел собственности, а после 2003 года начался ее передел - подросли молодые волки, а места под солнцем не хватает, а государство - слабое. Вот и хочется оторвать или у государства, или у частного лица кусочек, который не достался раньше в силу младенчества или отсутсвия связей. Работать народу негде было - до 2003 года все предприятия развалились и никто их в тот период не возраждал. Только водку да пиво выпускали и торговали, спаивая окончательно работяг и вырождая нацию, вместо обеспечения их рабочими местами. Уже в текущем году обстановка значительно лучше с этим - стали строить, восстанавливать промышленные предприятия, у людей появилась возможность заработать не только на ограблениях и мошенничестве, но и вернуться к прошлой человеческой профессии. Жаль - поздно все это состоялось, многие умельцы своего дела либо переквалифицировались в предпринимателей (или преступников), либо ушли из жизни, оказавшись на самом ее дне ни с чем. А молодежь физически работать не хочет, и учиться этому труду не будет. Поколение 90-х годов вообще потерянное: их и мало, и именно в этот период появились дети, которые вообще не ходили в школу, появились не умеющие читать и писать люди! Положительным в последние пару лет стало распространение возможности легко получить банковские кредиты, как на крупные покупки, так и на повседневные. Люди почувствовали хоть какую-то заинтересованность, пусть и корыстную, со стороны банков, но в их финансировании. Можно и на то же лечение (отремонтирвать или вставить зубы) кредит взять. Кстати, известно ли нашим политикам, что поставить пломбу на один зуб стоит более 1 тысячи рублей? А заработная плата специалиста в госужреждении - 2 тысячи рублей? А пенсия основной массы населения до 3 тысяч рублей? |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC+11:00 |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Limited https://www.phpbb.com/ |