Распространению коррупции в России способствуют барьеры в законодательстве
Сегодня в Государственной думе прошло заседание круглого стола на тему: «Об институте конфискации имущества в комплексе мер борьбы с коррупцией».
Участники мероприятия отметили, что ситуация, связанная с коррупцией в России, становится критической. Государству и обществу пока не удается добиться положительных сдвигов по противодействию этому явлению. По словам участников круглого стола, широкое распространение получили такие явления: корыстный сговор должностных лиц; инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан; необоснованная и убыточная передача госимущества в управление коммерческим структурам; незаконные внешнеэкономические операции; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью; незаконное выделение, получение и использование льготных кредитов; перелив капитала в теневую экономику и т.д. Причиной же возникновения таких явлений во многом является несовершенство законодательства.
Олег Анкудинов, начальник Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ отметил, что в российском законодательстве существует множество барьеров, препятствующих эффективному противодействию коррупции. В частности, без определения лица, уличенного во взяточничестве, как подозреваемого или обвиняемого, невозможно заставить прийти его в суд, кроме того, очень сложно получить разрешение на привлечение этого лица к ответственности.
Заместитель начальника Управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ Ольга Мыцыкова считает, что отмена в 2003 году конфискации имущества как наказания за факты коррупции способствовала распространению этого явления. О. Мыцыкова считает, что недостаточным является и сумма штрафа, предусмотренного в законодательстве за неоднократное взяточничество. Сегодня, по ее словам, максимальная сумма штрафа – 750 тысяч рублей. О. Мыцыкова подчеркнула, что необходимо вводить новый междисциплинарный институт по борьбе с коррупцией. В частности, необходимо вводить конфискацию имущества, нажитого преступным путем; конфискацию преступных доходов. По ее мнению, в законодательстве также следует предусмотреть уголовную ответственность за коррупционные преступления юридических лиц, так как применяемые к ним штрафные санкции неадекватны размерам причиняемого вреда.
Заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Сергей Осипов отметил, что в международном праве есть эффективные инструменты по борьбе с коррупцией, к которым России необходимо прислушаться. Проблема российского законодательства в этой сфере – это, прежде всего, его нестабильность.
Азалия Долгова, заведующая отделом НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ заявила, что в России, с точки зрения криминологов, все законодательство, сформированное в 90-е годы – коррупциогенно, так как оно противоречиво и содержит расплывчатые формулировки. «Необходимо подумать о предупреждении коррупции, прописать это в законе. Все международное законодательство построено на этом», - заявила она. А. Долгова уверена, что в законодательстве необходимо четко прописать, что является преступлением коррупционного характера.
Завершая обсуждение, участники круглого стола пришли к выводу, что меры, принимаемые государством по предупреждению и борьбе с коррупцией, неэффективны, а законодательная база по противодействию коррупции нуждается в совершенствовании.
Участники мероприятия подготовили Рекомендации органам исполнительной и законодательной власти, в которых заявлено, что конфискация имущества лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической, коррупционной, экономической и корыстной направленности должна стать эффективной законодательной мерой по их предупреждению и противодействию, а исключение этой нормы из УК РФ было необоснованным и несвоевременным фактом.
ИА "Альянс Медиа"
|