ЗАКОН. Форум.
https://lawvl.club/

Суверенная бюрократия
https://lawvl.club/viewtopic.php?f=20&t=5078
Страница 1 из 1

Автор:  admin [ 12 Апрель 2007, 19:37 ]
Заголовок сообщения:  Суверенная бюрократия

Административная реформа привела к росту чиновничьего аппарата и коррупции
РОМАН ДОБРОХОТОВ


Страна стоит на пороге очередной бюрократической реорганизации. В правительстве зреет план возрождения Министерства рыбного хозяйства, в парламенте – разделения Минздравсоцразвития на два самостоятельных ведомства. Между тем, в этом году исполняется 10 лет первой российской Концепции административной реформы, а с начала ее воплощения в чуть исправленном виде прошло уже ровно 4 года. Однако поставленная ею задача сокращения госаппарата выполнена «с точностью до наоборот»: по сравнению с 2003 годом чиновников в России стало больше на 12%, а с 1999-м – на 40%. Тем временем размеры «откатов» выросли в разы.

Административная реформа рождалась долго и в муках. Целями на 2006 – 2008 годы провозглашались: «повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти». Главными результатами, как сказано на сайте МЭРТ, должны стать «рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров». А основное средство – сокращение государственного аппарата во всех звеньях управления.

Под высокие цели выделены были и немалые деньги – 470 млн. руб. на 2006 год. Правда, по наблюдениям независимых экспертов, рост чиновничьего аппарата это не остановило. В Минэкономразвития, отвечающем за реализацию реформы, с такими оценками категорически не согласны. Как сообщил «НИ» начальник отдела административной реформы департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Максим Паршин, рост бюрократического аппарата в РФ – иллюзия.

«Сегодня в России около 1,2 млн. чиновников всех уровней и 22,5 тыс. – федерального уровня, что значительно меньше, чем США в пропорции к численности населения. Общее число чиновников в РФ не меняется – мы и Минфин за этим четко следим, поскольку от этого зависит объем государственного финансирования. Даже если появятся какие-то новые министерства или ведомства, это будет сделано за счет реорганизации, и число чиновников от этого не изменится», – отметил г-н Паршин. При этом он подчеркнул, что если есть какие-то сомнения по поводу данных МЭРТ, нам следует обратиться в Росстат, который ведет статистический анализ численности госслужащих.

В Росстате нашему вопросу, больше или меньше стало в стране бюрократии, крайне удивились. «Как можно не заметить, что растет число чиновников, если у нас чуть ли не каждый день появляются новые ведомства и департаменты», – с недоумением отметила замначальника управления статистики труда, образования, науки и культуры Росстата Лидия Белоконная. По данным ведомства, общее число работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах госвласти возросло с неприятной цифры 666 тыс. в 2003 году до 751 тыс. в 2006 году. Для сравнения: в 1999 году число таких служащих составляло лишь 485 тыс.



Чем больше чиновников, тем круче они «берут» – конкуренция. По данным Московского бюро по правам человека, в 2006 году рынок деловой коррупции в России превзошел доходы федерального бюджета в 2,6 раза. При этом 53% россиян признают, что у них есть личный опыт дачи взяток для решения своих проблем, а 19% делают это часто. Среди сфер, в наибольшей мере пораженных коррупцией, граждане называют местные органы власти (31%), ГАИ (30%) и милицию (22%). А по данным фонда «Индем», в среднем за год около 20 млн. из тех россиян, у кого нет средств на платное медицинское обслуживание, отказываются и от бесплатного лечения, потому что у них нет денег на взятки медработникам.

То, чего не замечают власти, отлично понимает бизнес, который чувствует власть бюрократов на себе. По мнению вице-президента «ОПОРы России» Владислава Корочкина, административная реформа еще толком не начиналась, а уровень коррупции лишь растет. Правда, сегодня межведомственная комиссия по административной реформе, привлекая бизнес и независимых экспертов, разрабатывает новые регламенты, призванные четко определить полномочия чиновников в самых разных сферах, максимально сузив так называемую «область административного усмотрения». Уже в этом году должны быть приняты более 300 таких регламентов.

Пока же радоваться нечему, разве что совершенствованию методики вымогательства. «Сегодня чиновники уже уходят от того, чтобы напрямую брать взятки, чаще они придумывают административные барьеры и аффилированные с ними частные структуры, – пояснил «НИ» г-н Корочкин. – Например, сейчас действует 30-дневный карантин для сельскохозяйственной продукции, и если вы хотите, скажем, привезти в Москву на продажу яблоки, вы просто не можете столько ждать – они сгниют или просто станут не нужны клиенту. А чтобы сократить этот срок, вам придется обращаться в специально определенные чиновниками частные структуры, которые возьмут с вас за это деньги. Вот такую форму взяточничества и можно искоренить посредством создания новых административных регламентов и стандартов».

«Нельзя сказать, что административная реформа не работает вовсе, просто отдача от нее крайне медленная, – рассказала «НИ» директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. – По закону только к январю этого года должны были быть разработаны планы по противодействию коррупции, а ожидать результатов можно только через 3–4 года. Сегодня, по нашим наблюдениям, общее число чиновников в России уже перестает расти, но для того, чтобы оно начало снижаться, нужна политическая воля. Впрочем, этот год – предвыборный, поэтому мы обязательно станем свидетелями показных антикоррупционных скандалов: «Единая Россия» будет разоблачать «Справедливую» и наоборот. Это, конечно, мало повлияет на общее состояние коррупции, но в значительной степени вскроет замкнутое информационное пространство – взаимные обвинения позволят россиянам осознать истинное состояние дел в стране».

С властных трибун нас нередко убеждают в том, что борьба с коррупцией – дело всенародное. Призывов этих никто не слышит, и специалисты объясняют, почему. Как отмечает заведующий лаборатории институциональных проблем Института экономики переходного периода Константин Яновский, история знает лишь два способа одолеть разрастающуюся бюрократическую машину: либо тоталитарные репрессии, либо давление возмущенных налогоплательщиков. Тоталитарной системы у нас пока, слава богу, нет, а самосознание налогоплательщиков находится под влиянием нефтедолларового потока. «Люди начинают давить на чиновников тогда, когда государственные расходы определяются их трудовыми налогами. А когда государство существует за счет нефтяной ренты, общество относится к расходам как к подарку и, наоборот, с удовольствием участвует в разрастании бюрократического аппарата. Переломить эту тенденцию можно только двумя способами. Либо, что наиболее вероятно, кризис нефтяных цен сделает профессию госслужащего малопривлекательной. Либо общественное самосознание, наконец, дорастет до понимания, что нельзя жить бесконечно на нефтяные сверхдоходы»,– полагает эксперт.

Чиновников становится больше или меньше?

Владимир СОРОКИН, писатель:
– По моим личным ощущениям, количество чиновников в России выросло. Этому есть объяснение: мир усложнился за последнее время, вот и возникло больше постов. Мне, к счастью, с ними не приходится сталкиваться, а если приходится, то редко. Я же не рабочий человек в социальном понимании, я работаю дома с бумагой.

Антон КОМОЛОВ, телеведущий:
– Я вообще-то не отслеживаю поголовье чиновников, но даже по официальной статистике их стало больше, если я не ошибаюсь. Сталкиваюсь я с ними не часто. Хотя если считать гаишников чиновниками, то, помню, в прошлом году столкнулся с ними напрямую. Чем меньше в жизни чиновников, тем лучше для здоровья и душевного равновесия, потому что очень часто встреча с ними заканчивается большой тратой денег и времени.

Любовь КАЗАРНОВСКАЯ, певица:
– Количество чиновников увеличилось, причем намного. И это может почувствовать любой человек при решении даже незначительного вопроса. Даже когда дело решается положительно, приходится преодолевать всяческие бюрократические препоны, наталкиваешься на многомиллионную армию чиновников. Я не стану приводить конкретные примеры, не хочу называть имена, но это, конечно, кошмар!

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, писатель:
– Я знаю точно, что количество чиновников растет. Особенно выросло количество силовиков. В самых неожиданных местах обнаруживаются генералы. Мы в большей степени страна чиновников, чем рабочих и крестьян. Моя жизнь протекает наиболее благополучно до того момента, пока я не имею дела с государственными служащими. Но как только нужна справка либо помощь милиции или медработников, начинается катастрофа. Поэтому я стараюсь строить свою жизнь так, чтобы не иметь никаких отношений с государством.

Опрос провела Наталья КУКЛИНА

Чиновник в Израиле – дорогой товар

Как и в любой стране с высоким уровнем социалистического хозяйствования, израильское чиновничество приобрело самодостаточную силу, которая действует явно не только в интересах общества. Высококвалифицированные управленцы, которые и составляют основной корпус государственной бюрократии, научились манипулировать общественным сознанием, маскировать свои личные цели, выдавая их за «интересы трудового народа». Армия чиновников в стране практически не сокращается.

Во многом это связано с тем, что в Израиле совсем непросто уволить работника, который трудится в госструктурах. Если он не нарушал производственную дисциплину, государство обязано выплатить ему «пициум», что в переводе с иврита означает «отступные». Их размер определяется суммой, которую человек получает, отправляясь в месячный отпуск, помноженной на все годы его работы в том или ином учреждении. Иногда сумма таких выплат достигает сотен тысяч шекелей, и работодателю просто выгоднее подождать, пока претендент на увольнение уйдет на пенсию.

Такие гарантии дорого обходятся простым израильтянам. По данным Объединения строительных подрядчиков Израиля, бюрократические проволочки в отделах планирования приводят к повышению стоимости строительства, и это сказывается на покупателях. В среднем приобретатели жилья в Тель-Авиве вынуждены переплачивать 125 тыс. шекелей (около 30 тыс. долларов), то есть 11% от реальной стоимости квартиры, только из-за бюрократических задержек. При этом речь идет не о взятках, а об официальной оплате услуг различных чиновников. Израильский подрядчик, покупающий участок земли под застройку, иногда вынужден ждать до 10 лет, пока будут оформлены все документы и завершена стадия планирования. С учетом того, что ежегодно инвестиции растут на 4,5%, стоимость участка за пять лет увеличивается на 25%, а за десять – на 50%.

Валентин БОЙНИК, Иерусалим

В бюрократы – по конкурсу

В Бельгии, где даже охрана европейских учреждений и НАТО поручена частным предприятиям, а средствами социального страхования распоряжаются негосударственные больничные кассы, чиновников на душу населения явно меньше, чем во Франции, где роль госслужбы традиционно велика. Государство там самый крупный работодатель. Неслучайно в программах основных кандидатов на президентский пост реформа государственной службы занимает одно из первых мест. «Нельзя считать нормальным, что во Франции самая громоздкая система сбора налогов, – восклицает кандидат Франсуа Байру. – Я хочу платить налоги, чтобы они шли на пользу обществу, но мне кажется парадоксальным платить налоги, чтобы содержать сборщиков налогов».

Во Франции, как и в Бельгии, каждый год министерства, ведомства, региональные и местные органы власти проводят конкурсы на замещение управленческих должностей. Естественно, тех, которые не замещаются в процессе внутреннего карьерного роста. Подал требуемые документы, прошел собеседование и, если превзошел конкурентов, занимай соответствующий стол.

Особая статья – европейские чиновники. Это в чистом виде бюрократический аппарат. Он тоже формируется в основном по конкурсному набору. Массовые экзамены в огромных залах, на которые выстраиваются длинные очереди желающих получить путевку в Брюссель, проводятся периодически в крупных европейских городах. Ни в одной из европейских столиц нет такого количества чиновников, как в бельгийской. Их недолюбливают, им завидуют, ими мечтают стать. Манят высокие оклады и льготы.

Конечно, на должность председателя Еврокомиссии с его 22 тыс. евро в месяц надо пройти конкурс, комиссия которого состоит из глав государств и правительств. Но и чиновничьи места пониже оплачиваются неплохо: руководитель департамента – 8 тыс., сотрудник пресс-службы – от 5 до 6, ассистент – от 4 до 6 тыс. евро. За последние два десятка лет армия еврократов стремительно растет, а «европейский квартал» в районе площади Шумана на глазах преображается. Эти процессы идут параллельно с расширением ЕС.

Первая большая волна пополнения еврократии, которая потрясла бельгийцев резким взлетом цен на недвижимость, относится к середине 80-х, когда в ЕС вступили Греция, Испания и Португалия. В 90-х приехали чиновники из Австрии, Швеции и Финляндии. Но настоящий бум произошел после 2004 года, когда «влились» страны Центральной и Восточной Европы. Более того, союзному центру переходит все больше функций и полномочий от национальных государств, и это тоже причина роста брюссельского аппарата. Правительство Брюссельского столичного региона, агломерации с 1 млн. жителей, рассчитывает, что к 2011 году число еврочиновников, не считая членов семей, достигнет 27 тыс.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

Автор:  Г.А. [ 21 Апрель 2007, 09:55 ]
Заголовок сообщения: 

.....

Автор:  Г.А. [ 21 Апрель 2007, 09:57 ]
Заголовок сообщения: 

Чиновников много - факт. Но по всем ведомствам, если посмотреть, некоторые действительно пашут за троих, а то и пятерых - другие отдыхают и на работе. Даже по салонам красоты некоторые дамочки в рабочее время бегают. Говорят, это необходимая часть имиджа чиновника. Кто скажет, что они не правы? Главным руководителем ведомства порой "садят" безвольных и не строптивых людей, не имеющих своего мнения (порой просто неумных), который говорит "согласен" еще до того, как его об этом спросил вышестоящий товарищ. Поэтому он тоже, как правило, не работающий. Приходится ему набирать на работу к себе работающих сотрудников, в том числе и за него работающих - дело даже не в бумажной карусели.
Возьмем суды: загружены выше крыши (я про первую инстанцию). А если внимательно изучить все их дела (гражданские и уголовные), то рассматриаваются по году, а то 3-4 года то, что можно рассмотреть в одночасье. Просто боятся принять решение из-за отсутсвия практики и боязни отмены. Откладывают-откладывают. А количество дел растет-растет, как снежный ком. И пошли возгласы: Загружен! Завален! Не возможно переработать. И это верно. А все - от нерешительности. Уж коль сел в это кресло - будь добр принимай решение. Я помню времена, когда производились проверки прокуратурой именно сроков рассмотрения судом гражданских и уголовных дел. Мы тогда сверяли по карточкам даты поступления материала в суд, основания и мотивы переноса дел. Большинство гражданских дел рассматривалось в течение 14 дней. Случаи переноса были крайне редки, а если и были - мы указывали на эти факты в своих представлениях. Из сейфов судьи выгребали все - и мы проверяли законность переноса слушания дел. Сейчас такие проверки не проводит никто. Я полагаю, что проверка и контроль за сроками рассмотрения дел в суде - не затрагивает независимости судей, их правовой независимости. Может должны сейчас эти сроки из судебного департамента проверять. А то судебный департамент - звучит громко, а по существу статисты. Только раньше со статистикой один человек в субъекте управлялся (из юстиции), а сейчас в департаменте - целый огромный штат. Занимается только статистикой, результаты которой такие относительные. Пусть бы тогда они взаимодействие между органами (по вопросам статистики и учета преступлений) налаживали и координировали, чтобы расхождений не было. Ведь раньше суд, прокуратура, Мвд раз в месяц (и не по телефону) сверяли данные своих отчетов в обязательном порядке и по всем уголовным делам и зарегистрированным преступлениям - ничего и никто не мог "потеряться" в этих коридорах власти). Одно время, когда надзор за судом уже убрали, мы сведения (еще тогда в юстиции, а потом недолго в департаменте) брали, анализировали результаты (и опять же сроки) рассмотрения дел. Потом сведения из СИЗО поступали о тех, кто давно содержится и судебного решения нет. Могли проверку устроить - что с делом, написать куда-то представление. Сейчас эжа работа (контроль) должен продолжать осуществляться. Функции прокуратуры урезали, а ни на кого их не передали. И юстиция осталась и департамент создали (а это ого-го сколько чиновников). Так они и контрольные функции не выполняют и их много (а не один-два, как было когда-то по этим вопросам в юстиции). Вот и разраслось - а людей не хватает. эффективности нет как нет. Результат хуже, чем был, а чиновников больше, чем было.

Автор:  Dmirt [ 22 Сентябрь 2007, 21:38 ]
Заголовок сообщения: 

Интереснейшую статейку по поводу бюрократической машины России написал А.Лазарчук...

http://www.lazandr.lib.ru/web/books027.html

ГОЛЕМ ХОЧЕТ ЖИТЬ

В действительности все обстоит совсем не так, как на самом деле.
(Станислав Ежи Лец)



Бюрократия неизбежна.

В условиях управляемого общества на центральные органы власти поступает объем информации, заведомо превосходящий тот, который человеческий мозг в состоянии переработать. Следовательно, необходим аппарат, осуществляющий аналитические, селективные и накопительные функции, а также аппарат, способный доводить принятые решения до общества и контролировать их исполнение, а при необходимости - и настаивать на их исполнении, - то есть то, что мы, в зависимости от настроения, именуем управленческим аппаратом или бюрократией. Очевидно, что существуют два принципиально различных пути формирования управленческого аппарата: путь естественный, когда аппарат формируется постепенно, по мере развития общества, соответствуя развитию социальных и производственных отношений; и путь искусственного формирования аппарата для решения неких конкретных задач. Во всем мире общество имеет дело с бюрократией, возникшей естественным путем. Разумеется, никакая бюрократия не сахар, и по ее адресу сказано немало теплых слов. Но лишь в нашей стране обществу противостоит аппарат, созданный искусственно, аппарат-гомункулус.

Назовем его Големом.



1. РОЖДЕНИЕ ГОЛЕМА



Точную дату его появления на свет установить невозможно. Процесс рождения Голема был продолжительным и постепенным и примерно совпадал по срокам и темпам с процессом реставрации автократии. Очевидно, что ни в недрах царской бюрократии, могучей и разветвленной, но существенно ограниченной внешними факторами в сферах хозяйственной, идеологической, информационной, ни в недрах молодой советской бюрократии начала двадцатых годов, когда еще только шло полустихийное, полуэмпирическое формирование структуры аппарата, когда многие звенья его дублировались, а функции пересекались, - Голем зародиться не мог. Ему нужна была предельная централизация, стабильность структуры и полное отсутствие всяческих ограничителей. Такую "питательную среду" он получил в начале тридцатых годов.

В понятиях сегодняшнего дня схема управления обществом, внедряемая тогда, выглядела так: Пользователь, он же Генератор Идей - высшее партийное и хозяйственное руководство (желательно в одном лице); управленческий аппарат; информационное поле, оно же - среда реализации идей. В идеале такая схема обеспечивала Пользователю: сбор информации с любого участка информационного поля и максимально эффективное доведение любых принятых решений до среды реализации; контроль за их исполнением; доведение до Пользователя информации о результатах; вновь подача команд на среду реализации, - и так цикл за циклом. Это обеспечивало обществу всестороннее процветание.

Поскольку саморегуляция в общественных отношениях была практически ликвидирована, аппарату придавались функции регулятора: он должен был статистически обрабатывать все общественные явления, устанавливать корреляции между ними и пытаться их оптимизировать - то есть выполнять интеллектуальную работу. Совершенно очевидно, что реальное исполнение этой работы было ему не по силам.

Негибкость это переупрощенной структуры управления обществом очевидна, и есть все основания полагать, что кризисные явления были и остаются ее неотъемлемым качеством. Поэтому особый интерес представляют сейчас факторы, благодаря которым эта "машина кризисов" сформировалась и продолжает функционировать уже более пятидесяти лет.

Фундамент этого, на наш взгляд, в том, что Пользователь присвоил себе монопольное право на владение абсолютной истиной, то есть превратил доставшийся ему в наследство "пакет идей" в нечто метафизическое, неизменное. Первоначальное совпадение некоторых параметров этого пакета с реальными процессами привело как к определенной эйфории, так и к требованию признания всех без исключения идей, входящих в пакет, заведомо истинными, а фактов реальной жизни, противоречащих этим идеям, несуществующими. Сомнения - не в идеях даже, а в правомочности такой метафизации - объявлялись вражескими нападками. Другим, не менее важным, фактором, обеспечившим формирование и стабильность структуры, было состояние общества, в массе своей неспособного к восприятию информации сколько-нибудь высокого уровня сложности. Поэтому информация, подаваемая на среду реализации, адаптировалась, упрощалась - часто до полного искажения. Если же подаваемая информация противоречила реальности и отторгалась средой реализации, то вступали в действие механизмы насильственного ее внедрения. Деформировалась подаваемая информация, деформировалась среда реализации, но принцип управления оставался соблюден.

Восстановление в тридцатых годах централизованной многоступенчатой иерархической системы управленческого аппарата породило серьезное противоречие между необходимостью копировать схему старого аппарата, с одной стороны, и сравнительно низким качеством "информационных ячеек" (недостаточным образовательным и культурным уровнем "нового чиновничества") – с другой. Это привело к формированию системы "управленческого конвейера" - строжайшей специализации отдельных исполнителей на отдельных, крайне ограниченных операциях без какого-либо понимания этого процесса. Естественно, что при этом степень централизации еще более возросла, а гибкость аппарата еще более снизилась, и на изменение внешних условий у него осталась одна реакция: экстенсивный рост. Понятно, что при этом пути прохождения информации удлиняются, а аберрированность ее нарастает.

Установление монопольного права аппарата на владение информацией привело к тому, что сколько-нибудь полноценный контроль за деятельностью самого аппарата вскоре стал невозможен не только со стороны общества, но и со стороны Пользователя.

Таким образом, аппарат, создаваемый Пользователем для обслуживания своей автократии, приобрел все возможности для неограниченного саморазвития.

Были ли у него стимулы для такого саморазвития? Были.

При постоянном возрастании потока информации - примерно удвоение за десять лет - и при все более увеличивающемся расхождении между реальностью и метафизическим пакетом идей, который общество под руководством Пользователя призвано было осуществить, внутри самого аппарата лавинообразно нарастало количество информации, которая противоречила установкам, заданным Пользователем, а потому подлежала преобразованию. Очевидно, что одно это было мощнейшим стимулом для саморазвития системы. Очевидно также, что с течением времени относительный объем аберрированной информации стал значительным, а затем и подавляющим.

Итак, мы видим, что с ростом потока информации и увеличением числа операций, производимых над нею, растет необходимость в новых и новых информационных ячейках; при этом время, потребное для производства одной элементарной операции, растет прямо пропорционально количеству связей между ячейками. Аппарат заметно теряет оперативность, способность к анализу снижается, складывается впечатление, что он работает вхолостую.

Совершенно ложное впечатление.

Дело в том, что ни один чиновник любого ранга - от постового милиционера до министра, от нормировщика на фабрике игрушек до члена Политбюро, - и не подозревает даже, что, приступая к своим обязанностям, включается в исполнение мыслительного процесса гигантского нечеловеческого интеллекта, имя которому - Голем. Интеллекта, зародившегося в кабинетах и коридорах контор, комитетов и министерств, интеллекта мрачного, аморального, всепроникающего и почти всемогущего - и настолько чуждого человеку, что даже самые отчетливые его проявления мы обычно склонны трактовать как глупость или злую волю руководства, искать для них некие трансцендентные или приземленные объяснения. Признать же их именно как проявления деятельности иного разума, преследующего свои сугубо эгоистические цели, трудно чисто психологически: приходится отрешаться от представления о любом разуме как о кальке с разума человеческого. И тем не менее придется попробовать - уж слишком тяжелым было для нашего народа полувековое господство Голема.



2. ЕГО ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ



Функции Голема, определившиеся сразу после его появления на свет, делятся на две неравноценные группы: на функции внешние, или номинативные, и функции внутренние, биологические. К первым относится все то, ради чего Голем и был, собственно, рожден и выпестован: управление государством, учет и планирование, финансовые операции, внешние сношения, правопорядок, борьба с внешними и внутренними врагами, выплавка чугуна и стали, производство ползунков и сосок, торговля, снабжение, выращивание хлопка и капусты, кораблевождение и вообще все остальное. Ко вторым: питание (себя), защита (себя), воспроизводство (себя). Несомненно, что значительная часть интеллекта Голема задействована на отправление биологических функций - особенно в период роста. А растет Голем не тогда, когда это положено по возрасту, а тогда, когда не мешают.

Особо питательную среду для роста нашего Голема дали идеи великого экспериментатора и реконструктора, Отца народов.

Замечено, что вектор развития социума всегда направлен в сторону максимально возможного упрощения структуры при усложнении функций. Бюрократический аппарат, как мы видим, стремится к прямо противоположному. Поэтому насыщение информационного поля, появление в обществе новых сущностей угрожает стабильности, а в перспективе - самому существованию аппарата в том виде, в каком он был создан.

Именно в этой ситуации, ситуации "ножниц", аппарату были переданы (или захвачены им - что одинаково верно) функции, контроль над которыми всегда был прерогативой самого Пользователя, а именно - карательные. Пользователь видел в аппарате идеального исполнителя, а Голем в это время, играя на маленьких слабостях Пользователя - властолюбии, патологической трусости, неодолимом упрямстве, - получал неограниченные возможности для саморазвития. Имея уже монополию на информацию, следовательно, и возможность бесконтрольно манипулировать ею, Голем начал игру с Пользователем, поставляя ему тенденциозно подобранную и обработанную информацию с целью вызвать у Пользователя появление новых идей, идущих на благо Голему. Так, например, кадровый террор 1937-38 годов, не имеющий - с человеческой точки зрения - никаких объяснений, был Голему жизненно необходим, так как таким образом информационные ячейки Голема освобождались от образованных, мыслящих, наконец, просто опытных людей, от людей, способных вести себя, вызывая тем самым сбои в мыслительном процессе Голема; освободившиеся ячейки заполнялись простыми исполнителями, к тому же запуганными до полной потери личности. Так Голем, сыграв на страхе и маниакальной подозрительности Пользователя, поднялся на следующую, очень важную ступень своего развития.

Что касается исполнения Големом своих номинативных функций, то очень показательным было его участие в осуществлении "большого скачка" 1930-33 годов. Трудно сказать, насколько именно Голем повлиял на принятие самого решения о форсировании первой пятилетки - слишком уж противоречивая и лакунированная информация о том периоде, - но дальнейшие его действия прослеживаются вполне отчетливо. Голем был тогда еще очень молод и неопытен, это было первое крупное дело, порученное ему, и старался он изо всех сил, пользуясь, разумеется, единственным доступным ему методом - методом проб и ошибок.

Итак, Голем получил задачу: создать новую индустриальную инфраструктуру без привлечения иностранных капиталов, с минимальными финансовыми затратами, в кратчайшие, почти нереальные сроки. Неизвестно, подразумевал ли Пользователь, ставя задачу, какие-либо ограничения морального плана; мы подозреваем, что нет. Однако, если даже и подразумевал, то введены они не были - Пользователь не умел обращаться с кибернетическим устройством. Мы знаем, что Голем решил эту задачу - пусть, главным образом, по формальным показателям (склонности Голема к формализации мы еще коснемся). Мы знаем, как именно это было сделано: создание сверхдешевой трудовой армии по образцу систем государственного рабства сатрапий древнего Востока, резкое снижение жизненного уровня, полное и окончательное установление в экономике внеэкономических методов регулирования. Мы знаем, чего это стоило обществу: уничтожение крестьянства как свободного класса и возврат к феодально-крепостническим отношениям в деревне, голод 1933 года, унесший миллионы жизней, резчайшее понижение "порога криминальности" ("Если стране нужны преступники - она их получит!") и чудовищное падение в цене человеческой жизни... Мы знаем, наконец, какие приобретения для себя сделал Голем, решая эту задачу.

Главным из приобретений - повторимся - было приобретение монополии на всю информацию. Получив возможность свободно и бесконтрольно манипулировать информацией и вступив в игру с Пользователем, Голем, с другой стороны, приложил большие усилия, чтобы обезопасить себя от постороннего вмешательства в эту игру. Присущее интеллекту Голема стремление упростить все общественные процессы до элементарных операций (влияние принципа "управленческого конвейера") - то есть буквально разложить интеграл на натуральные числа, - и физическая возможность сделать это постепенно привели к угнетению и искоренению всего, что могло сию минуту или в перспективе усложнить поступающую к Голему информацию - то есть к деинтеллектуализации общества.

Обратная сторона этого процесса - усиливающийся нажим на Пользователя, который, чувствуя постоянную незавершенность решенных задач, но не понимая действительной причины этого, все более переключается на чисто тактические, частные вопросы. Считая аппарат всего лишь рычагом, механизмом, послушным его воле и руке, он передает ему значительную часть своих функций. Аппарат же, органически не способный к выработке идей, начинает производить мифы. Первоначальный пакет идей многократно аберрирован, истолкован - каждый раз в соответствии с текущим мифом; информация, обрабатываемая аппаратом, также превращается в миф, и строительство новых общественных структур явственно приобретает черты мифологические. Существует уже как бы два общества, два самостоятельных и независимых друг от друга информационных поля: реальное, но почти лишенное информации о себе самом, и идеальное, существующее лишь в виде информационных блоков в памяти Голема. Как часть информационного поля Голем рассматривает и самого Пользователя.

Круг замыкается. Заказывающий музыку танцует под нее. Голем полностью превращается в самодовлеющую сущность. Паритет между ним и Пользователем сохраняется лишь номинативно, Пользователь функционирует в рамках, заданных Големом (хотя в этих рамках Голем поддерживает показное всемогущество Пользователя). Переломным моментом, на наш взгляд, было так называемое "мингрельское дело" 1951-52 годов, - неудавшийся, подавленный бунт Пользователя против всесилия аппарата.

Голем вступил в пору зрелости, в пору гомеостаза.



3. ГОМЕОСТАЗ



Сколько в стране чиновников? Численность работников административно-хозяйственного аппарата названа: восемнадцать миллионов человек. Если мы приплюсуем к этому освобожденных и не освобожденных партийных, комсомольских, профсоюзных работников, органы внутренних дел и госбезопасности, управленцев средних и низших рангов непосредственно на предприятиях, армию, работников средств информации и пропаганды, - то можем смело называть цифру пятьдесят миллионов, не боясь ошибиться в сторону преувеличения. Чем же они занимаются, помимо исполнения своих обязанностей, с которыми, судя по положению дел в стране, не справляются? Перекладыванием бумажек? Отработкой строевого шага? Сложением и вычитанием натуральных чисел? Созданием шедевров абсурда, которым позавидовали бы Ионеско и Беккет? Да, и этим тоже. Но главным делом, делом, жизненно важным для аппарата, является только сохранение состояния гомеостаза. Структура, создавшаяся в начале пятидесятых годов, должна быть сохранена любой ценой. Это не проявление чьей-то злой воли, это инстинктивное стремление, это врожденное, имманентное свойство гигантского, всезнающего, но примитивного, негибкого интеллекта Голема; свойство обретшего свободу поступков исполинского арифмометра.

В чем специфика положения Голема на этапе гомеостаза? В том, во-первых, что он полностью подчинил себе Пользователя, превратив его в собственную подструктуру, которая по определению не способна выдавать идеи, хоть как-то подрывающие гомеостаз. Во-вторых, аппарат приобрел такую степень автономности, что может игнорировать реальное информационное поле, имея в своем полном распоряжении миф. Голем из образования подчиненного и зависимого стал доминирующей системой, полностью пренебрегающей не только общественными интересами, но и обществом как таковым.

Движение вперед, к которому постоянно призывает общество Пользователь (сам факт того, что к движению вперед приходится призывать, симптоматичен), с точки зрения Голема отнюдь не означает улучшения исполнения им своих номинативных функций, а только и исключительно: питание, безопасность, рост. Лучшее питание, более полная безопасность, ускоренный рост. Поэтому Голем стремится до предела упростить и формализовать свои номинативные функции, чтобы максимум внимания и сил сосредоточить на отправлении функций биологических. Таким образом, в период гомеостаза номинативные функции полностью подчинены биологическим и становятся производными от них - функциями второго порядка. Поэтому информация, обеспечивающая их исполнение, как правило, есть производная от мифа, поскольку информация истинная, полученная с реального информационного поля, для обработки своей потребовала бы отвлечения от основной, гомеостатической деятельности Голема дополнительных информационных ячеек, - что нежелательно. Здесь имеются в виду не только "бюрократические игры" в обычном понимании, но и вещи более серьезные и масштабные, начиная от бесчисленных "козлотуриад" и кончая многолетней деятельностью органов госбезопасности по пресечению анекдотчиков и составлению пухлых досье на хиппи, панков, рокеров, любителей фантастики и прочих столь же опасных для государства элементов - в то самое время, когда в мусульманских республиках полным ходом шла суфитская пропагандистская кампания, когда сложилась и стала неуязвимой система организованной преступности, когда в целых регионах была фактически ликвидирована Советская власть.

В этих условиях единственной объективной реальностью, с которой Голему приходилось считаться, был рост потока информации (вспомним - удвоение за десять лет) - процесс, от Голема не зависимый, но угрожающий сохранению гомеостаза. Реагировать на это Голем мог трояко: простым увеличением количества информационных ячеек, перераспределением удельного веса информации, относящейся к отправлению номинативных и биологических функций, и активным вмешательством в информационное поле с целью снижения его напряженности. На первых двух способах сохранения гомеостаза мы уже останавливались, о третьем поговорим подробнее.

Как мы уже говорили, Голем, несмотря на свою громадность и громоздкость, представляет собой интеллект весьма примитивный. В процессе самообучения, применяя единственно доступный ему метод проб и ошибок, он приобрел способность к синтезу, но отнюдь не к анализу; анализ он может производить в рамках своих номинативных функций наподобие того, как человеческий мозг, способный мгновенно производить сложнейшие расчеты по баллистике и отдавать соответствующие команды руке, бросающей камень в цель, должен отрешиться от всего и страшно громоздким способом делить сто пятьдесят пять на девятнадцать. В рамках же естественного процесса своего мышления Голем предпочитает прецеденты – сущности (до сущности еще надо докапываться, а это лишние усилия), - а поскольку память его хранит "отрицательных" прецедентов наверняка больше, чем "положительных" (естественное следствие применения метода проб и ошибок), то практически все новое, что возникает в информационном поле, классифицируется по формальным признакам и отождествляется с тем, что уже было - и, как правило, отождествляется с "отрицательными" прецедентами. У Голема вырабатывается своеобразный условный рефлекс на новое, формируется отрицательная обратная связь. Вспомним судьбу фирмы "Факел" - а ведь это было робкое и единичное покушение на частные, мелкие, периферийные интересы Голема. Вспомним невыносимую, удушливую атмосферу в культуре, литературе, искусстве. Вспомним жесточайший информационный голод, воспитавший "самый читающий между строк народ". Все это и были действия Голема по сдерживанию информационного потока. Перекрывались каналы получения информации как между отдельными участками информационного поля, так и извне, из-за рубежа. Блокировались исследования, проекты и прочие потенциально возможные источники новой информации во всех областях, кроме тех, отставание в которых грозило отправлению биологических функций Голема (например, в военной науке и технике). Наконец, целенаправленно снижалась тропность информационного поля к поступающей информации путем как деинтеллектуализации общества, так и привития ему интересов, лежащих вне сферы информации: примитивные развлечения, алкоголь, доставание вещей и т. п. Так, например, перманентный дефицит в сфере потребления является неотъемлемой чертой нашей экономики не только потому, что выгоден производителю, но и потому, что позволяет утилизовать свободное время членов общества в максимальных объемах без приложения каких-либо дополнительных усилий.



4. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТА



Формирование Голема как интеллекта происходило по принципу формирования кибернетического "черного ящика"; никто не знал, как именно он работает - ни Пользователь, ни входящие в структуру Голема чиновники. Такое положение сохраняется до сих пор и даже усугубляется, поскольку Голем разросся, усложнился и научился хранить свои тайны. С уверенностью можно говорить только о некоторых параметрах его интеллекта. Так, например, Голем располагает всей когда-либо поступавшей в него информацией. Он не имеет какого-либо алгоритма действия; скорее, можно говорить о наличии у него алгоритма не-действия, алгоритма торможения, выработавшегося в процессе самообучения. Действия же Голема носят вероятностный характер и потому труднопредсказуемы. Поэтому же он сам не может предвидеть последствий своих действий и вынужден постоянно корректировать их, ориентируясь, разумеется, на свои фискальные интересы; на пользу или во вред обществу идут сами действия, Голема не интересует. Пользу или вред обществу Голем понимает абсолютно по-своему, поскольку рассматривает общество исключительно как среду обитания.

Именно поэтому смешно говорить об аморальности его "поведения". Само понятие морали абсолютно чуждо Голему, поскольку мораль формируется в обществе, в процессе взаимодействия равнозначимых интеллектов, а Голем - существо принципиально одинокое. Предъявлять Голему счет за десятки миллионов жизней, погубленных в процессе его самообучения, за беззакония и произвол, за нарушения прав и свобод человека, за техническую и социальную отсталость страны бессмысленно, поскольку эти категории лежат вне сферы его мыслительной деятельности - мыслительной деятельности существа, для которого человек является лишь информационной ячейкой, полужидким переключателем в информационных цепях, где в результате циркулирования разнообразнейшей информации зародился, развился и процветает его нечеловеческий разум.

Не исключено, что Голем вообще не имеет представления о том, что человек существует.

Вместе с тем нельзя рассматривать интеллект Голема как интеллект злонамеренный, сатанинский. Голем всего лишь стремится сохранить себя в непрерывно изменяющемся, а потому опасном и враждебном мире; только по этой причине он и вмешивается в дела общества в меру своих сил и способностей. Заботясь о собственном пропитании, он не имеет в виду каждого конкретного чиновника - он просто организует общественные процессы таким образом, чтобы существующие и вновь создаваемые информационные ячейки не пустовали. Наконец, заботясь о равновесии в обществе, Голем ныне стремится не к уничтожению возмущающих элементов, что неэкономно, а к их транквилизации, и в итоге - к постепенному истощению у общества стимулов и возможностей для саморазвития. Голем просто хочет жить.



5. ГОЛЕМ ХОЧЕТ ЖИТЬ



Если целью партии, как представителя интересов трудящихся, является преобразование общества и построение новой общественно-экономической формации, то целью партийного аппарата, как одной из важнейших подструктур Голема, является сохранение статус-кво. На этом противоречии и основаны многие события 1956-64 годов, - времен административно-экономических реформ и контрреволюционного бюрократического переворота. Начатые достаточно решительно (хотя по сути своей и сводились к полумерам), реформы натолкнулись вскоре на мощное сопротивление; преодоление этого сопротивления путем роспуска отраслевых министерств и создания совнархозов на некоторое время выбило Голема из седла и заставило перейти к партизанским действиям: мелкому тотальному саботажу и манипулированию информацией. В результате реформы уходили в песок, Пользователь вынужден был отвлекаться на решение тактических вопросов, идеи его доводились до общества в искаженном виде - чего стоил один только посев кукурузы за Полярным кругом! Таким образом, выиграв без особого труда информационную дуэль у Пользователя, Голем добился провала реформ, недовольства в обществе и, решительно прореагировав на отчаянную попытку Пользователя подорвать единство аппарата - путем разделения парткомов на промышленные и сельскохозяйственные, - сменил Пользователя.

Результат нам хорошо известен.

Ситуация, в которой оказался Голем после апреля 1985 года, живо напомнила ему ситуацию второй половины пятидесятых. И, имея уже опыт не только игры с Пользователем, но и успешной борьбы с ним, Голем начал оказывать сопротивление преобразованиям, используя старый алгоритм. То, что сейчас прокручивается "хрущевский сценарий", сомнения не вызывает. Точно так же задачи, поставленные Пользователем, либо игнорируются, либо доводятся до абсурда - вспомним, например, антиалкогольную кампанию, не обеспеченную экономически, что привело к огромным прорехам в местных бюджетах, с одной стороны, а с другой - к росту недовольства населения и буквально взрыву преступности, дозволяемой общественной моралью (самогоноварение), - то есть возникновению ножниц между общественной моралью и правом, что подрывает авторитет Пользователя; анекдот же с созданием Общества трезвости можно привести как пример того, что Голем даже в пылу борьбы не упускает из виду свои интересы. Примеров вмешательства Голема в общественные процессы с единственной целью самосохранения можно привести множество. Все это вкупе получило название "механизм торможения". Думаем, что такое название звучит чересчур успокаивающе. Голем действует - и намерен действовать впредь, изматывая и Пользователя, и общество изощреннейшими "бюрократическими играми", чтобы потом нанести решающий контрудар.

На каком направлении его следует ожидать? Учитывая характер мышления Голема, можно с большой долей уверенности предсказать, что он попытается довести до конца начатый уже сценарий - то есть сменить Пользователя, посадив на место беспокойного Горбачева послушную себе марионетку.

Голем прилагает и будет прилагать все усилия, чтобы реформы, главным образом экономические, а из экономических - те, которые приводят в перспективе к реальной независимости предприятий, - не привели к результату - и тогда Пользователь, согласно правилам игры, потеряет возможность оставаться Пользователем. Можно представить и другие действия Голема в этом же направлении.

Есть признаки и того, что Голем пытается привести себя в состояние ультрастабильности - то есть приобрести возможность оперативно реагировать на изменение условий существования изменением собственной структуры (разумеется, не "худея" при этом). Если ему предоставить возможность научиться этому, то он станет практически неуязвимым. Предпринимаемые же сейчас фронтальные атаки на него служат, к сожалению, лишь обучению Голема (предпринимаемые под давлением Пользователя сокращения кадров, слияния министерств и т. п.). Поскольку эти мероприятия являются мероприятиями чисто аппаратными, то есть проводимыми аппаратом против самого же себя ("борьба нанайских мальчиков"), то, следовательно, они могут привести лишь к временному эффекту; позже внимание Пользователя будет привлечено к более острым проблемам (вероятно, созданным самим Големом), требующим административного реагирования - и таким образом численность информационных ячеек будет восстановлена, а то и приумножена.

Бороться с Големом руками Голема так же бессмысленно, как вытаскивать себя из болота за волосы. И так же бессмысленно, как агитировать информационные ячейки выступить против диктатуры Голема; на наш взгляд, призывы "начать перестройку с себя" и "перестраиваться каждому на своем рабочем месте" являются не более чем современным шаманством и заклинанием духов; бунты же отдельных ячеек против системы и их попытки работать на пользу общества (сбои, с точки зрения Голема), происходили и происходят регулярно и блокируются вполне эффективно.

Главным оружием Голема в борьбе за выживание и в то же время единственным его уязвимым местом является монополия на информацию и вытекающий отсюда принцип криптократии, осуществляемый Големом на практике. Принцип этот заключается в том, что общество не должно знать, что именно стоит за тем или иным решением, принимаемым и проводимым в жизнь Големом; более того, этого не должен знать ни один отдельно взятый чиновник, который тоже является членом общества; все может знать только Голем. Это позволяет ему внедрять в общество, как в среду реализации, практически любые свои решения, предъявляя обществу лишь их "упаковку" и тем самым избегая сопротивления общества - стихийного или организованного. Примером провала принципа криптократии служит судьба проекта поворота северных рек; однако миллионы "поворотов" меньшего масштаба осуществлены и продолжают осуществляться - единственно из-за отсутствия у общества полной информации о тех или иных проектах, решениях, постановлениях. "Перекрыть кислород" Голему можно, только отняв у него монопольное право распоряжаться информацией. Сейчас - опять-таки под непрерывным давлением Пользователя - он ослабил хватку, но готов в любой момент сжать щупальца. Цензура сохранена, и печати, независимой от государства экономически, нет. Невозможно пока представить себе требование какой-либо общественной организации предоставить ей для ознакомления, скажем, всю документацию горисполкома за последний квартал. Наконец, штемпели "Для служебного пользования", "Секретно", "Совершенно секретно" ставятся на что попало просто на всякий случай. Обществу жизненно необходим действенный и чрезвычайно либеральный Закон об информации - главный внешний ограничитель действий Голема, то, чего у него сейчас нет совсем, - позволяющий обществу держать Голема под контролем и позволяющий Пользователю общаться с обществом напрямую, минуя Голема. Требуется гарантия защиты каждого отдельного человека от произвола аппарата - то есть независимый суд. Требуется, наконец, уничтожить диктатуру Голема в экономике - и здесь прямой контакт Пользователя с обществом необходим жизненно. Наконец, создание подлинно демократической системы выборов позволит обществу внедрять в систему Голема "бунтарей", способных на расшатывание ее изнутри. Вот тогда можно будет, не опасаясь контрудара, приступить к реальному свертыванию аппарата, к тому самому страшному, что убьет Голема. К сожалению, все шаги, предпринимаемые сегодня в этом направлении, компромиссны - а следовательно, у Голема остается возможность контригры.

Понимание того, что обществу у нас в стране противостоит не группа заговорщиков, не свора дураков и даже не паразитический класс, а нечеловеческий, всезнающий, абсолютно аморальный и в то же время тупой, лишенный аналитических и прогностических способностей интеллект, определяет направление дальнейших размышлений и действий. Не стоит очертя голову бросаться на очередные ветряные мельницы (услужливо подсовываемые тем же Големом) и искать врагов под кроватью. У общества общий враг. Лишенный дара предвидения, он не в силах понять, что продолжение его господства приведет к краху страны, в конечном итоге - к его собственному краху. Его нельзя приручить, его нельзя уговорить - его можно только уничтожить. Очень трудно, но можно. Пока еще не поздно.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC+11:00
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Limited
https://www.phpbb.com/