ЗАКОН. Форум.

Бесплатная юридическая помощь в Приморье. WhatsApp +79025555112
Текущее время: 24 Ноябрь 2024, 03:33

Часовой пояс: UTC+11:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 29 Август 2005, 12:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 Июль 2003, 15:31
Сообщения: 356
Откуда: Владивосток
Проект текста ко второму чтению
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства путем создания условий для предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений (проступков), устранения их последствий и наказания виновных на основе:
консолидации правовых средств, направленных против коррупции;
обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
совершенствования кадровой работы и процедуры принятия решений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
обеспечения неотвратимости юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение (проступок).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Коррупция - противоправная, осуществляемая вопреки интересам государства и общества, виновная деятельность лиц, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, носящая характер подкупа-продажности, совершаемая лично или через посредников путем незаконного испрашивания, получения либо предоставления имущества, благ, услуг, а равно путем злоупотребления или превышения власти, полномочий, корыстно использующегося служебного положения, имеющегося статуса, возможностей и направленная на достижение указанными лицами своих личных, групповых, корпоративных целей.
Основания для признания правонарушения коррупционным (признаки коррупции):
- противоправность действий (бездействия) лиц, указанных в статье 3 настоящего
Федерального закона, содержащая степень общественной опасности;
- продажность, т.е. умышленная противоправная деятельность лиц, указанных в ч.
1, 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, заключающаяся в злоупотреблении или
превышении власти, полномочий, служебного положения, имеющегося статуса и возмож
ностей за незаконное вознаграждение в любой форме;
- подкуп, т.е. противоправное умышленное корыстное предоставление лицами, ука
занными в ч. 3 статьи 3 настоящего Федерального закона имущественных и неимущест
венных благ и преимуществ лицам, указанным в ч. 1,2 статьи 3 настоящего Федерального
закона, с целью достижения своих корыстных личных, групповых, корпоративных целей;
- наличие достаточных данных либо совокупность сведений и оснований, свиде
тельствующих о подкупе либо о продажности, злоупотреблении, превышении или неис
полнении властных либо должностных полномочий, незаконного использования служеб
ного положения, статуса, где преследуется цель - получение не основанных на законе вы
год, преимуществ, благ, как для себя, так и для иных лиц.
Коррупционное правонарушение - установленное в надлежащем порядке и содержащее признаки коррупции виновное действие (бездействие) лица, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, ответственность за которое предусмотрена действующим законодательством.
Дисциплинарный коррупционный проступок - установленное проведенной служебной проверкой, обладающее признаками коррупции служебное нарушение, не являющееся преступлением или административным правонарушением, за которое действующим законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений (проступков), коррупциогенных факторов, а также мер противодействия коррупции.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
Коррупционный акт - любой нормативный либо ненормативный правовой акт в документарной либо бездокументарной форме, принятый субъектом коррупционных правонарушений с целью достижения корыстных личных, групповых, корпоративных целей.
Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения (проступки), или способствующие их распространению.
Конфликт интересов возникает тогда, когда должностное лицо или лицо, наделенное служебными полномочиями, принимает участие в разрешении вопроса, при наличии личной, групповой, корпоративной финансовой заинтересованности в определенном его результате.
Международные антикоррупционные стандарты - установленные международными нормативными правовыми документами, единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.
Незаконное обогащение - значительное увеличение имущественных и/или неимущественных активов лица, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, превышающее его законные (декларированные) доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Процедура обоснования - получение субъектом противодействия коррупции в пределах своей компетенции подтверждения в любой форме законности (правомерности) владения, пользования либо распоряжения имущественными и/или неимущественными активами лицом, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона.
Субъекты коррупционных правонарушений (проступков) - лица, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, противоправные действия (бездействие) которых содержат основания для признания их коррупционными (имеют признаки коррупции), и за них в соответствии с действующим законодательством установлена ответственность.
Субъекты противодействия коррупции - органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также учреждения, организации и физические лица, уполномоченные в пределах своей компетенции осуществлять противодействие коррупции.
Под членами семьи субъектов коррупционных правонарушений (проступков) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, установленные действующим законодательством Российской Федерации, прямо либо косвенно способствующие совершению коррупционного правонарушения (проступка) лицом, указанным в ч. 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Статья 3. Субъекты коррупционных правонарушений (проступков)
1. За совершение коррупционных правонарушений (проступков) в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность:
1) все лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном реестре должностей государственной службы Российской Федерации;
2) лица, замещающие должности, предусмотренные реестром муниципальных
должностей муниципальной службы;
3) служащие Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и пред
ставительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;
4) должностные лица государственных органов контроля и надзора;
5) служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными
договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных
служащих;
6) служащие и иные сотрудники международных организаций из числа граждан
Российской Федерации;
7) мировые судьи;
8) лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей.
2. Иные лица, приравненные к субъектам ответственности за коррупционные пра
вонарушения (проступки), указанным в части 1 настоящей статьи:
1) представители Российской Федерации в органах управления открытых акцио
нерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального
права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой
акции»), и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в фе
деральной собственности;
2) лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной органи
зации (в том числе политических партиях и общественных объединениях);
3) арбитражные управляющие;
4) аудиторы;
5) профессиональные оценщики;
6) нотариусы;
7) адвокаты;
8) эксперты, допущенные к проведению экспертизы по гражданским, уголовным и
иным делам;
9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в за
конодательные и исполнительные федеральные органы государственной власти Россий
ской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо в
органы местного самоуправления;
10) лица, уполномоченные осуществлять функции внутреннего контроля за дея
тельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка
ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых
услуг.
3. Физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без граждан
ства) постоянно, временно или транзитно находящиеся на территории Российской Феде
рации, совершившие коррупционные правонарушения (проступки).
Статья 4. Правовое регулирование противодействия коррупции
1. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции осуще
ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федераль
ным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федера
ции, иными нормативными правовыми актами, предусматривающими меры предупрежде
ния коррупции, пресечения коррупционных правонарушений (проступков) и ответствен
ность за них.
2. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за кор
рупционные правонарушения и конкретные виды наказаний предусматриваются опреде
ленными настоящим Федеральным законом статьями соответствующих кодексов (УК РФ,
ГК РФ, КоАП РФ) Российской Федерации.
3. Дисциплинарная ответственность за коррупционные проступки устанавливается соответствующими кодексами поведения субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, кодексами профессиональной этики и т.д.
Статья 5. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон применяется на всей территории Российской Фе
дерации, в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а за пре
делами территории Российской Федерации - в соответствии с международными договора
ми Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации и юридических
лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие в пределах, установлен
ных Конституцией Российской Федерации, за исключением норм, связанных с установле
нием мер ответственности за коррупционные правонарушения (проступки), а также норм,
установление порядка применения которых входит в исключительную компетенцию Пре
зидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъектов Рос
сийской Федерации или органов местного самоуправления.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право
в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, на
правленные на противодействие коррупции, не противоречащие Конституции Российской
Федерации и настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. В части,
противоречащей Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону
и иным федеральным законам, указанные нормативные правовые акты считаются не дей
ствующими со дня их принятия.
Глава 2. ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ
Статья 6. Классификация коррупционных правонарушений (проступков) и ответственность за них
1. К коррупционным относятся обладающие признаками коррупции преступления,
административные правонарушения, а также дисциплинарные проступки.
2. Признание правонарушения (проступка) коррупционным является обстоятельст
вом, отягчающим ответственность за его совершение.
Статья 7. Преступления, обладающие признаками коррупции
1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся деяния, запрещенные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
- п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния
путем подкупа);
-ст. 170 УК РФ;
- ст. 183 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа);
-ст. 184 УК РФ;
-ст. 201 УК РФ;
- ст. 202 УК РФ (в случае совершения в целях извлечения выгод и преимуществ для
себя или других лиц);
- ст. 204 УК РФ;
- ст. 210 УК РФ (при наличии цели совершения любого преступления, обладающе
го признаками коррупции);
- ст. 285 УК РФ;
-ст. 285.1 УК РФ;
-ст. 285.2 УК РФ;
- ст. 286 УК РФ (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересо
ванности);
- ст. 289 УК РФ;

- ст. 290 УК РФ;
-ст. 291 УК РФ;
- ст. 309 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).
2. К иным преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся запрещенные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации и содержащие в качестве самого деяния либо квалифицирующего признака указание на использование лицом своего служебного положения либо должностных полномочий.
Статья 8. Административные правонарушения, обладающие признаками коррупции
1. К административным правонарушениям, обладающим признаками коррупции, в
соответствии с настоящим Федеральным законом относятся не являющиеся преступле
ниями правонарушения, запрещенные следующими статьями Кодекса Российской Феде
рации об административных правонарушениях:
-ст. 5.2КоАПРФ; -ст. 5.16 Ко АП РФ; -ст. 5.17 Ко АП РФ; -ст. 5.18 Ко АП РФ; -ст. 5.19КоАПРФ; -ст. 5.20 Ко АП РФ; -ст. 15.14 КоАП РФ; -ст. 15.21 КоАП РФ.
2. К иным административным правонарушениям, обладающим признаками кор
рупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся запрещенные
статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и со
держащие в качестве самого деяния либо квалифицирующего признака указание на ис
пользование лицом своего служебного положения либо должностных полномочий.
Статья 9. Дисциплинарные коррупционные проступки и ответственность за них
Совершение лицом, указанным в ч. 1,2 статьи 3 настоящего Федерального закона, дисциплинарного коррупционного проступка, влечет наложение дисциплинарного взыскания, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Перечень дисциплинарных коррупционных проступков устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов власти впредь до принятия федерального закона, устанавливающего дисциплинарную ответственность всех категорий служащих и должностных лиц, не являющихся государственными служащими.
Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
Статья 10. Ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции
Лица, замещающие должности руководителей на государственной гражданской службе, на военной службе, на правоохранительной службе (в системе государственной службы) Российской Федерации, не принимающие в пределах своих полномочий в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений (проступков), мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо принимающие указанные меры с нарушением настоящего Федерального закона, наказываются при
отсутствии в их действиях признаков уголовно наказуемого деяния в дисциплинарном порядке.
Статья 11. Последствия незаконного обогащения
В случае установления значительного увеличения имущественных и/или неимущественных активов лица, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, превышающего его законные (декларированные) доходы, субъект противодействия коррупции в пределах своей компетенции проводит не являющуюся уголовным или административным преследованием процедуру обоснования, заключающуюся в предоставлении лицу возможности в 30-тидневный срок с момента объявления о проведении процедуры представить подтвержденное обоснование законности (правомерности) владения, пользования либо распоряжения указанными активами.
На срок проведения процедуры обоснования любые сделки с указанными активами проводятся с обязательным предварительным уведомлением субъекта противодействия коррупции, проводящего процедуру.
При представлении подтвержденного обоснования законности (правомерности) владения, пользования либо распоряжения имущественными и/или неимущественными активами лицом, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, процедура обоснования считается завершенной.
В случае непредставления либо невозможности представления подтвержденного обоснования законность (правомерность) владения, пользования либо распоряжения имущественными и/или неимущественными активами лицом, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, решается в судебном порядке по иску субъекта противодействия коррупции, при этом бремя доказывания в части подтверждения законности (правомерности) источника происхождения имущественных и/или неимущественных активов возлагается на ответчика.
Находящиеся за пределами страны происхождения незаконные (неправомерные) имущественные и/или неимущественные активы лица, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, на основании судебного решения запрашивающего государства подлежат возвращению в страну происхождения таких активов.
Статья 12. Возмещение вреда и убытков, вызванных совершением коррупционных правонарушений
1. Вред, причиненный юридическим и физическим лицам, вследствие совершения
коррупционного правонарушения (проступка), ответственность за которое наступает на
основании действующего законодательства, подлежит возмещению в полном объеме в со
ответствии с гражданским законодательством.
2. В таком же порядке определяются размеры и право на возмещение убытков,
причиненных юридическим и физическим лицам, вследствие совершения коррупционного
правонарушения (проступка).
3. Незаконно полученные подарки и денежные средства, а также стоимость неза
конно полученных услуг взыскиваются с виновных в доход Российской Федерации в по
рядке гражданского судопроизводства.
Статья 13. Аннулирование нормативных правовых актов и действий, совершенных в процессе коррупционных правонарушений
1. Нормативные и ненормативные правовые акты, принятые в результате корруп
ционных правонарушений (проступков), отменяются лицами, уполномоченными на при
нятие или отмену соответствующих актов, либо признаются судом недействительными в
порядке гражданского судопроизводства.
2. Иные действия и решения, принятые в результате коррупционных правонаруше
ний (проступков), нарушающие права физических и юридических лиц и не влекущие ад-
министративную или уголовно - правовую ответственность, обжалуются в суд прокурором либо заинтересованными лицами в порядке гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения гражданских дел судом могут быть аннулированы все решения и действия, связанные с коррупцией, а также их правовые последствия.
Глава 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Статья 14. Цели и задачи противодействия коррупции
Целью противодействия коррупции является снижение ее уровня и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
предупреждение коррупционных правонарушений (проступков);
возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями (проступками);
мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер противодействия коррупции;
создание правового механизма, исключающего возможность противоправного поведения субъектов коррупционных правонарушений (проступков);
создание основ антикоррупционной политики Российской Федерации, содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.
Статья 15. Принципы противодействия коррупции
Основными принципами противодействия коррупции являются:
приоритет мер предупреждения и нравственных начал борьбы с коррупцией;
государственная защита лиц, оказывающих содействие в выявлении фактов коррупции и выступающих свидетелями их совершения;
партнерство субъектов формирования и реализации мер противодействия коррупции;
признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений (проступков) лиц замещающих должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;
целевое бюджетное финансирование мер противодействия коррупции, применяемых органами государственной власти и местного самоуправления и их учреждениями;
недопустимость установления привилегий и преимуществ, кроме предусмотренных законами и международными договорами Российской Федерации, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения (проступки);
установление специальных процедур при выработке и принятии решений должностными лицами;
дебюрократизация экономики путем установления партнерских отношений между государственным и частным секторами, исключающих государственное вмешательство в
частно-правовые отношения, в том числе постепенный переход от разрешительной системы государственной регистрации в сфере экономики к уведомительной;
неотвратимость ответственности за совершенные коррупционные правонарушения (проступки);
недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, корруп-циогенных факторах и мерах противодействия коррупции.
Статья 16. Меры противодействия коррупции
Противодействие коррупции осуществляется путем применения следующих мер:
мониторинг коррупционных правонарушений (проступков) и отдельных их видов;
антикоррупционная экспертиза правовых актов;
антикоррупционное образование и воспитание;
развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;
регламентация порядка работы государственных и муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций с физическими и юридическими лицами;
принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также должностей государственной службы;
установление законодательных запретов для лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и иных организаций либо участвовать в их управлении, включая запрет в течение определенного периода на занятие должностей в коммерческих или иных организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
поощрение лиц, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, воинским и специальным званиям, классным чинам и иным знакам отличия.
Статья 17. Субъекты, осуществляющие противодействие коррупции
1. Российская Федерация в сфере противодействия коррупции осуществляет:
проведение на всей территории Российской Федерации единой государственной политики по противодействию коррупции;
разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции;
определение порядка назначения на государственные должности Российской Федерации и осуществления контроля за надлежащим исполнением своих обязанностей лицами, замещающими эти должности;
организацию государственного антикоррупционного мониторинга законодательства, коррупционных правонарушений и факторов, способствующих их совершению, а также мер, направленных на противодействие коррупции;
формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ, направленных на противодействие коррупции;
разработку примерных типовых правил, нормативов и требований выполнения своих функций лицами, занимающими государственные должности, и государственными служащими.
2. Президент Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собра
нию Российской Федерации определяет основные направления государственной политики
по противодействию коррупции.
3. Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет антикоррупцион
ную политику Российской Федерации посредством принятия законов и иных правовых
актов, направленных на противодействие коррупции, проведения антикоррупционной
экспертизы принимаемых правовых актов, а также изучения, анализа, обобщения мате
риалов о коррупции и мерах противодействия коррупционным правонарушениям (про
ступкам).
4. Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные целевые про
граммы по противодействию коррупции и обеспечивает их выполнение, заключает меж
дународные договоры в сфере антикоррупционной политики и обеспечивает выполнение
принятых по ним обязательств.
5. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает реализацию мер по проти
водействию коррупции путем осуществления государственного финансового контроля за
исполнением бюджета Российской Федерации, координации деятельности контрольных
органов на территории Российской Федерации.
6. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном
округе анализирует эффективность мер по противодействию коррупции, координирует
деятельность федеральных органов исполнительной власти по их реализации и организует
взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также контроли
рует исполнение настоящего закона и реализацию федеральных целевых программ по
противодействию коррупции в пределах федерального округа.
7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответст
вии со своими конституционными полномочиями и на основе федерального законодатель
ства обеспечивают выполнение федеральных целевых программ по противодействию кор
рупции, принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам предупреж
дения коррупции (в том числе специальные региональные программы), осуществляют ме
ры по пресечению коррупционных правонарушений, за которые законодательством уста
новлена административная ответственность, и коррупционных проступков.
8. Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями на
основе федерального законодательства и законов субъекта Российской Федерации прини
мают нормативные правовые акты по предупреждению коррупции, обеспечивают реали
зацию программ по противодействию коррупции, осуществляют меры по пресечению
дисциплинарных коррупционных проступков, обеспечивают непосредственное участие
граждан и их объединений, коммерческих и некоммерческих организаций в формирова
нии и реализации мер по предупреждению коррупции.
9. Партии, общественно-политические объединения, коммерческие и иные органи
зации, не являющиеся государственными органами, органами местного самоуправления и
их учреждениями, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством
субъекта Российской Федерации, учредительными документами, договорами, в том числе
трудовыми соглашениями (контрактами), заключенными со своими работниками, обеспе
чивают предупреждение коррупции и пресечение коррупционных правонарушений (про
ступков).
Организации, указанные в части первой пункта 9 настоящей статьи, вправе направлять запросы иным субъектам осуществляющим меры по противодействию коррупции, на
получение информации о фактах коррупционных правонарушений (проступков) и распространять полученную информацию любыми законными способами.
10. Граждане и организации (независимо от организационно-правовых форм) име
ют право защищать свои права, а также права иных лиц в порядке, установленном законо
дательством Российской Федерации.
11. Противодействие коррупции в пределах своих полномочий осуществляют орга
ны прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и
внешней разведки, таможенные органы, а также в пределах своих полномочий налоговые
органы и Счетная палата Российской Федерации. Координацию деятельности правоохра
нительных органов по противодействию коррупции осуществляют Генеральный прокурор
Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
12. Должностные лица всех органов государственной власти, органов местного са
моуправления, государственных и муниципальных организаций в пределах своих полно
мочий обеспечивают исполнение требований настоящего Федерального закона и приме
нение предусмотренных им мер ответственности с привлечением кадровой, контрольной,
юридической и других служб. Предупреждение коррупционных правонарушений (про
ступков) является обязанностью всех органов государственной власти и местного само
управления, их учреждений и должностных лиц, администраций всех предприятий и иных
организаций.
13. Субъекты противодействия коррупции, указанные в пп. 2-11 настоящей статьи,
могут создавать специализированные органы, советы, комиссии, подразделения по борь
бе с коррупционными преступлениями.
14. Координацию деятельности субъектов противодействия коррупции осуществ
ляет прокуратура Российской Федерации.
Глава 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 18. Правовое регулирование международного сотрудничество в области противодействия коррупции
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодейст
вия коррупции регулируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на
стоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Россий
ской Федерации, а также на условиях взаимности сотрудничает в сфере противодействия
коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специ
альными службами, судами и международными организациями.
3. Международные договоры Российской Федерации в сфере противодействия кор
рупции, заключаемые от имени Российской Федерации, подлежат ратификации в случаях
и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Цели и принципы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции призвано:
содействовать реализации целей и задач противодействия коррупции, изложенных в статьях 1, 13 настоящего Федерального закона;
обеспечить предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных правонарушений (проступков), в том числе совершаемых служащими международных организаций, при осуществлении международного сотрудничества;
способствовать унификации антикоррупционных норм национальных законодательств и внедрению международных антикоррупционных стандартов;
обеспечить повышение антикоррупционного рейтинга и укрепление международного авторитета Российской Федерации.
2. Основными принципами деятельности Российской Федерации при осуществлении международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции являются:
сотрудничество по достижению целей, указанных в части первой настоящей статьи настоящего Федерального закона с учетом целей и задач противодействия коррупции, установленных в статьях 1,13 настоящего Федерального закона и (или) определенных в международных договорах Российской Федерации;
приоритетность интересов национальной безопасности Российской Федерации и гарантий их защищенности;
равенство условий сотрудничества в осуществлении противодействия коррупции;
государственный протекционизм в отношении зарубежных и международных организаций, характеризующихся наиболее низкими показателями коррупционной пора-женности;
запрет на использование подкупа при осуществлении международного сотрудничества;
ответственность государства за вред, причиненный договаривающейся стороне или международной организации лицом, замещающим государственную должность, должность государственной или муниципальной службы, в результате совершения коррупционного правонарушения (проступка), если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Статья 20. Приоритетные направления международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции
Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
правовая помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях;
сравнительное толкование законодательных и иных нормативных правовых актов, ведение национального нормотворчества с учетом международных антикоррупционных стандартов и принципов, равно как ведение международного нормотворчества с учетом национальных антикоррупционных стандартов, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы международных нормативных правовых актов;
проведение антикоррупционных исследований;
разработка стратегий и программ сотрудничества в сфере противодействия коррупции;
обмен специалистами и технологиями в сфере реализации мер противодействия коррупции, обмен опытом работы и организация научно-методического обеспечения антикоррупционной деятельности, создание и функционирование информационных систем, ориентированных на борьбу с коррупцией;
помощь в подготовке и повышении квалификации кадров;
обеспечение правовой защиты и поддержки антикоррупционной деятельности российских и иностранных граждан и организаций, в том числе работающих за рубежом.
Статья 21. Правовая помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях
Правовая помощь по уголовным делам о коррупционных преступлениях и преступлениях, связанных с коррупционными, а также по гражданским делам о коррупционных правонарушениях осуществляется уполномоченными органами Российской Федерации в
11
соответствии с федеральным законодательством и положениями международных договоров Российской Федерации путем:
сбора, анализа и обмена информацией о готовящихся, совершаемых или совершенных коррупционных преступлениях и причастных к ним лицах;
исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных процессуальных действий по уголовным делам;
розыска лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказания (исполнения судебного решения);
обнаружения (установления местонахождения) имущества либо иных активов, полученных в результате коррупционного правонарушения;
взятия лица под стражу для обеспечения целей выдачи лица, совершившего преступление;
уведомления об обвинительных приговорах, вступивших в силу по делам о соответствующих преступлениях, в том числе передачи сведений о физических или юридических лицах, включенных в обособленные регистры лиц, понесших уголовные наказания за совершение соответствующих преступлений;
конфискации и возвращении находящегося на территории зарубежного государства имущества либо иных активов, полученных в результате коррупционного правонарушения;
признания и обеспечения исполнения решений судов зарубежных государств по делам о соответствующих правонарушениях, в том числе о возмещении вреда, причиненного такими правонарушениями, а также решений о конфискации находящегося на территории Российской Федерации имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений, или эквивалентного ему имущества.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22. Система контроля в сфере противодействия коррупции
1. В целях повышения эффективности мер по противодействию коррупции в Рос
сийской Федерации создается единая система контроля, включающая государственный и
общественный контроль.
2. Государственный контроль в Российской Федерации предусматривает парла
ментский контроль, судебный контроль, финансовый контроль и специальный контроль.
3. Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания Россий
ской Федерации и Уполномоченный Российской Федерации по правам человека.
4. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет контроль за консти
туционностью правовой основы противодействия коррупции в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды
осуществляют судебный контроль за реализацией мер по противодействию коррупции в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Финансовый контроль осуществляют Счетная Палата Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Централь
ный Банк Российской Федерации, финансовые и контрольно-счетные органы субъектов
Российской Федерации во взаимодействии финансовыми органами муниципальных обра
зований, лицами, осуществляющими функции аудита.
6. Счетная Палата Российской Федерации осуществляет координацию деятельно
сти всех государственных органов в области финансового контроля и предупреждения
коррупционных правонарушений, в сферах бюджетного процесса, кредитно-банковской
деятельности, эмиссии государственных ценных бумаг, приватизации государственного
имущества, осуществления государственных закупок, предоставления и получения зару
бежной финансовой и гуманитарной помощи, а также в других сферах, непосредственно
связанных с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Феде-
рации на всей территории Российской Федерации; проводит антикоррупционную экспертизу правовых актов и проектов правовых актов по вопросам своей компетенции.
7. Специальный контроль осуществляют контрольные органы Администрации Пре
зидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, правоохранитель
ных органов и иных государственных органов государственной власти и местного само
управления, в пределах собственной компетенции, установленной федеральным законода
тельством.
8. Общественный контроль в сфере противодействия коррупции осуществляется
субъектами, не являющимися органами государственной власти и местного самоуправле
ния, в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Феде
рального закона.
9. Общественный контроль осуществляется за:
соответствием деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их учреждений настоящему Федеральному закону, иному законодательству Российской Федерации, целям и принципам государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции;
соблюдением международных обязательств Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;
эффективностью системы государственного регулирования в сфере противодействия коррупции;
эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование противодействия коррупции;
исполнением нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.
Статья 23. Надзор за законностью в сфере противодействия коррупции
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона и иных законов Российской Федерации при реализации мер по противодействию коррупции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Статья 24. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Рос
сийской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоя
щим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу и внести в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федераль
ного закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Фе
дерации, вытекающих из настоящего Федерального закона.
2. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок со дня
вступления в силу настоящего Федерального закона внести в Государственную Думу Фе
дерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, необходи
мых для реализации настоящего Федерального закона.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опуб
ликования.
2. Подзаконные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции,
действующие на территории Российской Федерации, применяются, если они не противо
речат настоящему Федеральному закону.
Президент Российской Федерации


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC+11:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB