ЗАКОН. Форум. https://lawvl.club/ |
|
НА ВЗЯТКИ В МОСКВЕ "МАЛЫЙ БИЗНЕС" ТРАТИТ https://lawvl.club/viewtopic.php?f=20&t=932 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Администратор [ 19 Сентябрь 2005, 11:02 ] |
Заголовок сообщения: | НА ВЗЯТКИ В МОСКВЕ "МАЛЫЙ БИЗНЕС" ТРАТИТ |
$7 МИЛЛИАРДОВ ЕЖЕГОДНО Известия Параллельно с выпуском многочисленных постановлений о развитии малого и среднего бизнеса госслужащие изобретают все новые схемы взимания денег с предпринимателей. Получается, одной рукой город кормит бизнес, а другой отнимает у него немалую часть прибылей. Причем рука дающая куда скуднее, чем рука берущая. По самым приблизительным оценкам, на "отступные" чиновникам разного ранга мелкие столичные предприниматели выкладывают не менее $600 млн ежемесячно, или более $7 млрд ежегодно. В городском же бюджете на цели поддержки малого бизнеса в прошлом году власти выделили $40 млн. Штраф или ужин с "дворником" в ресторане Любой новый бизнес начинается с помещения. По опубликованным недавно исследованиям (корпорация "Ричард Эллис"), в первой половине этого года по стоимости аренды офисных площадей Москва уступила только Лондону, Токио и Парижу - в среднем один квадратный метр офиса в Москве обходится арендатору в 850 долларов в месяц, причем стоимость аренды выросла по сравнению с прошлым годом почти на 30%. Но снять офис - лишь половина дела. Проблемы начинаются, когда офис уже найден и снят. По закону любое помещение, в котором осуществляется коммерческая деятельность, подлежит обязательной регистрации. Процесс это долгий, который зачастую растягивается на 1,5-2 года. Все это время работать в офисе запрещено. В Москве за исполнением этого закона следит ОАТИ (объединенная административно-техническая инспекция). Инспектор этой организации может наложить на нарушителя штраф в размере до 300 тыс. рублей - и делать это чуть ли не еженедельно. Естественно, что договориться с ним лично намного проще, чем с государством, а главное - дешевле. В зависимости от округа и величины компании ежемесячные платежи могут составить от $300 до $1500. Кроме того, столичные «дворники» - большие гурманы. Встречи с ними, как правило, проходят в дорогих ресторанах, и платит за ужин, естественно, бизнесмен. Там же из рук в руки передается и ежемесячный конвертик. Круговая порука Справедливости ради надо сказать, что не все полученные от предпринимателя деньги представитель ОАТИ оставляет себе. Содержимое конвертика делится между "своими людьми" в управах, префектурах и самими арендодателями. При этом последние своего участия в подобных схемах даже не скрывают. Среди арендодателей Москвы существует негласное правило - сообщать о своих новых постояльцах в городские учреждения. В противном случае владелец офисного здания сам может нарваться на "неожиданные" проверки. Сделав звонок в префектуру или управу района, арендодатель запускает отлаженный механизм "выбивания" денег из своего клиента. Один за другим к новоявленному бизнесмену начинают приходить все городские службы, начиная от участкового и пожарных и заканчивая районными чиновниками и представителями СЭС. Всем им желательно платить, а часть этих денег потом возвращается в карман владельца вашего офиса. При экономном подходе отделаться можно $600-$700 в месяц. «Разве вам приятно работать в бардаке?» Офис и территорию, к нему примыкающую, надо содержать в порядке. Иначе в один прекрасный день в дверь офиса позвонят. Несколько серьезных мужчин и женщин представятся сотрудниками комиссии районной управы и сообщат о внеплановой проверке. Естественно, что в ходе ее проведения найдется столько недостатков, что потерявший трудоспособность бизнесмен уже задумается, не пора ли закрывать бизнес. В этот момент его выводят на улицу и как бы невзначай спрашивают: «Разве вам приятно работать в таком бардаке?» Под бардаком подразумевается давно не крашенный тротуарный бордюр и плохо постриженные кусты в близлежащем палисаднике. Впрочем, все это тоже решаемо. На прощание члены комиссии, как правило, дают номер конторы, которая должна проводить эти работы согласно городскому заказу. «Добровольно-принудительный» субботник обходится не дешевле $500. «За горзаказ надо платить» О получении городского заказа мечтает практически любой малый предприниматель. С одной стороны, такая работа обещает стабильный доход, с другой - открывает новые перспективы развития бизнеса. В последнее время большинство крупных компаний, объявляя конкурс, в обязательном порядке требуют от послужного списка конкурсантов подробного отчета об участии в выполнении городских работ. Такая практика помогла чиновникам окружных префектур выдумать новый способ «зарабатывать» деньги. Получение городского заказа и раньше стоило денег. Как правило, за "помощь" в его получении берут 10-30% стоимости работ. Но все чаще городским заказом торгуют просто за конкретные суммы. Поставить в своем резюме галочку о выполнении городских работ стоит от $3 до $10 тыс. в зависимости от округа. При этом выполнять какие-то работы совершенно не обязательно. На деле работать будут совершенно другие люди, а документы оформят на тех, кто заплатил. В год чиновники "зарабатывают" $7 млрд Сегодня, по официальной статистике, в Москве работает около 400 тыс. предприятий малого бизнеса (сюда входят и ПБЮЛы). В этом году на их развитие из городского бюджета выделено 1,2 млрд рублей (примерно $40 млн). Хочется верить, что хоть кому-то эти деньги действительно помогли наладить бизнес. Но большинству только на раздачу самых разных "отступных" приходится выкладывать не менее $1500 долларов в месяц. Зачастую это добрая половина всего дохода компании. Если умножить $1500 на число предприятий малого бизнеса, то получится, что ежемесячно в Москве чиновники получают от частных предпринимателей более $7 млрд (сравнить с бюджетом Москвы). Справедливости ради вычтем из этой суммы те $40 млн, что выделяет в помощь мелким предпринимателям городской бюджет. Николай Ширяев Официально малый бизнес заплатил в городскую казну 123 миллиарда рублей На территории Москвы базируется около 25% имеющихся в стране предприятий малого бизнеса, поэтому неудивительно, что столичные власти рассчитывают получить с этой отрасли неплохие дивиденды. Впрочем, пока, похоже, корм абсолютно не в коня. По словам руководителя департамента финансов Юрия Коростелева, малый бизнес сегодня - это единственная сфера, где не развита система возвратного бюджетного кредитования. То есть город вкладывает деньги абсолютно на безвозмездной основе. Именно поэтому сумма, которую мэрия выделяет на поддержку малого бизнеса, не меняется вот уже несколько лет. Хотя в 2003 году правительством Москвы была утверждена трехлетняя комплексная программа, согласно которой объемы финансирования малого бизнеса со стороны столичной казны должны были возрасти с 1,2 млрд рублей в 2004 году до 1,4 млрд рублей в 2005-м и до 1,7 млрд рублей в 2006 году (еще 1,1-1,4 млрд планировалось получить из внебюджетных источников). Впрочем, все это так и осталось на бумаге. В реальности "поддержка" города так и зависла на отметке 1,2 млрд рублей в год. - Этих средств явно недостаточно, и у меня есть желание увеличить объем этих средств, однако бюджет - это сбалансированная система, и сегодня мы реально можем выделить именно эту сумму на поддержку малого бизнеса, - заявил первый заместитель мэра Юрий Росляк после рассмотрения проекта бюджета на 2006 год. Как следует из законопроекта "Об исполнении бюджета города за 2004 год", который был принят Мосгордумой на этой неделе в первом чтении, в прошлом году Москва недодала предприятиям малого бизнеса свыше 3 млн рублей. Нерациональное использование средств городского бюджета выявила и контрольно-счетная палата. Так, из 209 млн рублей, которые город выделил Московскому фонду поддержки малого предпринимательства на реализацию 17 программ, 32 млн рублей были использованы нерационально. Тем временем за 2004 год производство товаров и услуг в сфере малого бизнеса увеличилось на 62,5%. В бюджет Москвы-2004 поступило доходов только от малого бизнеса на 123 млрд рублей (в 2003-м было 46,3 млрд). Антон Филатов Руководитель департамента по развитию и поддержке малого бизнеса Москвы Михаил Вышегородцев: "Большинство малых предприятий работают по "серым" схемам" В конце августа должность руководителя департамента по развитию и поддержке малого бизнеса занял депутат Мосгордумы Михаил Вышегородцев. Впрочем, по его словам, он не ощущает себя в этой системе человеком "со стороны" и в полной мере отвечает за все проблемы, с которыми сталкиваются в Москве предприниматели. Подробнее о путях их решения он рассказал в интервью корреспонденту «Известий» Анатолию Гусеву. известия: В каком состоянии досталось вам новое хозяйство? Михаил Вышегородцев: Последние 8 лет я работал в Мосгордуме, инициировал создание комиссии по предпринимательству и был ее первым председателем. И считаю себя человеком внутри этой системы, которую помогал выстраивать. Поэтому, став руководителем департамента, резко менять курс не стал. Но некоторые коррективы в работу все-таки придется внести. Департаменту предписано в месячный срок представить в департамент финансов предложения по обеспечению возвратного механизма привлечения бюджетных средств. Мы хотим разработать механизм, позволяющий давать деньги не в виде безвозвратных субсидий, а кредитовать предпринимателей или финансировать их на возвратной основе, путем предложения беспроцентных займов. Такую схему мы увидели в Казани. известия: Как предпринимателю получить финансовую помощь от города и что это за помощь? Вышегородцев: Наличных денег никто не дает и давать не будет. Чтобы получить финансовую поддержку, надо обратиться с письмом в территориальный центр развития малого бизнеса, который есть в каждом административном округе Москвы. Там необходимо получить заявку и заполнить ее. Заявки поступают в департамент, откуда направляются на экспертизу. Если экспертиза одобряет предложение, то оно выставляется на финансовую комиссию. Главное - приложить технико-экономическое обоснование о том, насколько выгоден этот проект. известия: Кому выгоден, городу? Вышегородцев: Оказывая помощь предпринимателю, город не ставит задачи получить только финансовую выгоду. Поддерживая малое предпринимательство, мы создаем новые рабочие места. Конечно, в первую очередь помогаем важным для города направлениям: ЖКХ, инновационному бизнесу, сфере бытового обслуживания. Не остаются без внимания и другие сектора городской экономики. известия: Денег хватает? Вышегородцев: Нет, конечно. В прошлом году на эту работу было выделено 1,2 млрд рублей, и вряд ли выделят больше в будущем. Поэтому мы пошли по пути привлечения внебюджетных средств. Буквально вчера я встречался с руководителями уполномоченных банков Москвы. Говорили с ними о кредитовании малого бизнеса. Возможно, это будет происходить под гарантии городского бюджета. Более того, я вполне допускаю, что деньги, выделенные из городского бюджета, будут тратиться исключительно на погашение процентов по кредиту, а саму ссуду возвратит банку кредитор. известия: Банки на это готовы? Вышегородцев: Да, но есть другого рода проблема. Большинство малых предприятий работают по так называемым «серым» схемам, скрывая реальную прибыль и доходы. Кредит же подразумевает легализацию всех доходов, многих это не устраивает. известия: Сколько в городе зарегистрировано предприятий малого бизнеса? Вышегородцев: Сейчас около 200 тысяч и еще примерно столько же предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Общая численность работников, занятых в сфере малого бизнеса столицы, превышает 2,5 млн человек - это половина всего занятого населения города. известия: И на что больше всего жалуется малый бизнес? Вышегородцев: Все беды известны: налоговая нагрузка, ограниченность финансовых ресурсов, нестабильность законодательства, коррупция чиновников разных уровней. известия: То есть пресловутый административный барьер - меньшее из зол? Вышегородцев: Получается так. Москва уже не первый год помогает предпринимателям в преодолении этих барьеров. Самый серьезный шаг - введение режима "одного окна". Вы скептически улыбаетесь, а зря. Предприниматель может пожаловаться на недобросовестную работу чиновников в наш департамент. Эти обращения будут вынесены на рассмотрение специальной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров. Надо сказать, что на ее заседаниях проходят очень серьезные дискуссии. Кроме всего прочего, эту комиссию возглавляет лично мэр, и многие чиновники опасаются оказаться у него на ковре. известия: А как быть с городскими службами - пожарные, СЭС, милиция, - о взяточничестве которых ходят легенды? Вышегородцев: С ними мы тоже работаем. В частности, недавно заключили соглашение с Госпожнадзором об упорядочении проверок. Подготовили план мероприятий, согласно которому четко даем предпринимателю информацию о том, как реагировать на приход пожарного. Также Госпожнадзор по Москве обещал реагировать на любые жалобы о бесчинствах пожарных, вплоть до увольнения. Это касается не только пожарных, но и всей исполнительной власти. Сейчас мы собираемся встречаться с налоговиками. Есть идея организовать систему электронной сдачи налогового отчета. Предпринимателю не придется ездить в инспекцию и стоять там в очередях, достаточно будет просто отправить свой отчет по электронной почте. известия: Мечта любого предпринимателя - получить горзаказ. Существует ли организация, которая следит за легитимностью распределения горзаказа? Вышегородцев: Недавно вышел новый закон, который вступит в силу с 1 января 2006 года. В нем четко прописано, как должен распределяться госзаказ. По этому закону не менее 15% госзаказа должно распределяться среди предприятий малого бизнеса. Мы уже стараемся выстраивать подобную схему в Москве, чтобы малый бизнес мог получать эти 15%. То есть нужно сделать так, чтобы малые предприятия боролись за заказ между собой, а не с монстрами рынка. В то же время нельзя допустить, чтобы миллиардный заказ получило предприятие, не имеющее на его выполнение сил и средств. Думаю, что к январю эту схему мы разработаем. Анатолий ГУСЕВ |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC+11:00 |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Limited https://www.phpbb.com/ |