Бли-и-ин, писал-писал, а усе пропало.
Какая интересная тема.
Повторюсь: проголосовал, хоть и отношусь к категории немолодых следователей, а также модераторов. Варианты, выбранные мною: современная криминалистика остановилась в своем развитии; криминалистика следователю нужна. Ибо это - единственная учебная дисциплина, обучающая собственно, следователя. Ничего другого у нас нет.
Но. У меня сложилось мнение, что криминалистику, как учебную дисциплину, надо, э, видоизменять. Рискую быть закиданным помидорами, но продолжу ересь.
Думаю, что криминалистическую технику пора выделить в отдельную дисциплину, наука нужная, чтобы следователь мог адекватно вести себя на месте происшествия, научился разговаривать с экспертами. Туда же, думаю, следует отнести и криминалистическую методологию.
Следственные методику и тактику следует выделить в отдельную дисциплину (или собственно обозвать криминалистикой, не суть важно), отдав им львиную часть учебных часов будущих следователей. Ведь преподаваемые сегодня в ВУЗах центрический-концентрический метод ОМП, конфликтная-неконфликтная ситуа /ция при допросах, согласитесь, уж очень примитивно и малоприменимо на практике. На мой взгляд, в эту часть криминалистики, как предмета, следует включать более серьезные научно-практические разработки, в том числе и учения о криминалистических версиях, о чем здесь шла дискуссия.
Кроме того, в работе следователя есть много моментов, криминалистикой вовсе не охваченных, Науке такие мелочи неинтересны. А следствие на 80 % состоит из мелочей, и им надо учить с института, если мы хотим хороших следователей в своей стране. Пусть это будет раздел криминалистики, пусть - другая прикладная дисциплина с любым названием, мне все равно, лишь бы оно было.
Ну а что касается общей теории криминалистики, тут уж меня простите, у нас она неоправданно раздута. Возьмите любой вузовский учебник, посмотрите, сколько страниц посвящено задачам- методам - принципам. Вопрос: а зачем? Очевидный ответ: чтобы диссертации не зря писались.
Нет, я не против науки в принципе, пусть все ее признаки и регалии существуют в учебниках для студентов, но не более двух страниц.
И вот эта часть учебной дисциплины не нужна практикующему слледователю. Ну не встречал я следователя, который бы в ходе расследования рассуждал: "а здесь надо применить дедуктивный метод", "а тут, согласно принципам криминалистики, я задам свидетелю такой вопрос". Нет, вру, знал одного. Он был шизофреник. Лечился потом. А в последнее время большинство научных изысканий почему-то именно в области общей теории криминалистики. Посмотрите в сети сами. И такая тенденция развития отрасли знаний мне, как следователю, не нравится. Уф.