ЗАКОН. Форум.

Бесплатная юридическая помощь в Приморье. WhatsApp +79025555112
Текущее время: 24 Ноябрь 2024, 04:17

Часовой пояс: UTC+11:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 9 сообщений ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03 Декабрь 2005, 10:04 
Законопроект об общественных организациях концептуально неприемлем - новое заявление членов Общественной палаты и Совета при президенте РФ

Члены формируемой Общественной палаты РФ и действующего Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека выступили 2 декабря с новым заявлением, в котором содержится призыв к думцам отложить второе чтение находящегося на рассмотрении в Госдуме проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который, по мнению многих экспертов способен серьезно осложнить деятельность общественных организаций и замедлить развитие гражданского общества в России.
Второе чтение этого законопроекта намечено на 9 декабря. Напомним, что ранее, 21 член Общественной палаты половина "президентской трети") уже выступали с заявлением на эту тему, а от лица Совета при президенте свое негативное отношение к нему высказывала председатель Совета Элла Памфилова. Также на опасность данной законодательной инициативы указывал парламентариям Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Полный текст совместного заявления членов Общественной палаты и Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

"23 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", направленный на неоправданное ужесточение контроля над всеми создаваемыми гражданами некоммерческими организациями, ограничение права на создание общественных объединений без образования юридического лица, фактический запрет на деятельность в России представительств и филиалов зарубежных неправительственных организаций и запрет на участие в жизни гражданского общества иностранцев и лиц без гражданства, не проживающих в России постоянно. Проект представляет реальную угрозу дезорганизации деятельности сотен тысяч российских НКО - социальных, правозащитных, образовательных, научных, культурных, спортивных и многих других. При этом, чем меньше и слабее организация, тем сложнее будет ей преодолеть многочисленные трудности, в том числе пройти в срочном порядке перерегистрацию.

Эта законодательная инициатива взволновала российскую и международную общественность. Был принят целый ряд заявлений и обращений с требованием не принимать законопроект в силу его противоречия Конституции РФ, нормам международного права, избыточных и нечетко описанных полномочий чиновников и причин для отказа в регистрации, создающих почву для произвольного, избирательного применения закона и коррупции, а также общего негативного эффекта, который закон, в случае его принятия, окажет на развитие гражданского общества в России. Члены Совета при Президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека и Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации подготовили и передали в Правительство и Государственную Думу критические экспертизы законопроекта. Свое резко негативное отношение к законопроекту высказали Уполномоченный по правам человека в РФ В.П.Лукин и председатель Совета при Президенте Э.А.Памфилова. Члены Общественной палаты Российской Федерации обратились к руководству Государственной Думы с просьбой отложить рассмотрение законопроекта до того времени, когда Общественная палата соберется на свою первую сессию и сможет провести экспертизу законопроекта. Ведь, как следует из Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов - одна из основных целей создания этого органа. Под заявлением российских некоммерческих организаций "Нет ужесточению контроля над гражданским обществом" стоит более 3500 подписей, и число их растет.

Несмотря на эти обращения, руководство Государственной Думы приняло решение вынести законопроект на первое чтение и в настоящее время готовит второе чтение, запланированное на 9 декабря. Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов заверил Президента РФ В.В.Путина на встрече 25 декабря, что ко второму чтению будет внесены необходимые поправки и подготовлен сбалансированный законопроект, не наносящий ущерба гражданскому обществу.

Мы считаем, что это невозможно. Законопроект концептуально неприемлем и в любом случае нанесет вред общественным интересам. Он не содержит почти никаких положительных новаций, которые надо было бы сохранить, в то время как количество проблемных положений в нем так велико, что исправить их не представляется возможным. Это - закономерный результат того, что проект готовился в закрытом режиме, без широкого общественного обсуждения и консультаций с гражданскими институтами, и проводится через Думу в спешке, в кратчайшие сроки.

Более того, законопроект совершенно не решает задачи, которую сформулировал Президент России В.В.Путин. Мы признаем, что существует реальная проблема, на которую указал Президент - отсутствие в российском законодательстве четкого определения понятия "политическая деятельность", финансирование которой из зарубежных источников неприемлемо. Мы согласны с тем, что есть такие виды деятельности, на которые не должны оказывать влияние зарубежные финансовые ресурсы. Интересы российского государства и общества требуют определения четких правовых рамок в этой сфере. Мы также понимаем, что существующая правовая неопределенность многих беспокоит, создает напряженность и проблемы, в том числе и для самих неправительственных организаций. Мы заинтересованы в решении этой проблемы и готовы предоставить свои экспертные ресурсы для выработки предложений и их обсуждения с органами власти.

Утверждение о том, что законопроект можно успешно скорректировать поправками ко второму чтению, вводит Президента и общество в заблуждение. Проект требует коренной переделки или полного отказа от него. В любом случае, дальнейшее рассмотрение проекта должно быть, как минимум, отложено до проведения широкого общественного обсуждения с участием экспертных советов, которые мы представляем, и начала работы Общественной палаты. Еще важнее было бы заняться совместной подготовкой предложений по реально существующим пробелам в законодательстве, регулирующем некоммерческую деятельность. Мы готовы к такой работе".

Заявление подписали:
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, член Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Александр Аузан, президент Института национального проекта "Общественный договор", председатель Высшего Координационного Совета Международной конфедерации обществ потребителей, член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
Светлана Ганнушкина, председатель общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, член Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, член Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Елена Ершова, президент Консорциума женских неправительственных объединений, член Общественной палаты Российской Федерации
Святослав Забелин, cопредседатель Совета Международного социально-экологического союза, член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
Олег Зыков, президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", член Общественной палаты Российской Федерации
Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал", член Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, член Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Генри Резник, президент Адвокатской палаты города Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации
Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей, член Общественной палаты Российской Федерации
Мария Слободская, директор Института проблем гражданского общества, член Общественной палаты Российской Федерации

Информационное агентство REGNUM
http://www.regnum.ru/news/554335.html

Координатор Дальневосточных программ
Коалиции «Мы, Граждане!»
Павел Маракулин
[ img ]


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 07 Декабрь 2005, 04:18 
Президент поручил своей администрации подготовить пакет поправок в законопроект о НКО
[ img ]

Владимир Путин поручил главе администрации президента России в пятидневный срок подготовить пакет возможных поправок от имени президента в законопроект о некоммерческих организациях.
http://www.kreml.org/news/104285503?mod ... caa71f723d

Эти поправки, сказал президент России на совещании с членами правительства в понедельник, должны обобщить рекомендации европейских коллег, озабоченности Общественной палаты РФ и представителей неправительственных организаций РФ. По словам президента, этот закон нужен для того, чтобы обезопасить общество и граждан от распространения террористической, человеконенавистной идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской.

"Мы, к сожалению, сталкиваемся с этим, сталкиваемся с крайними течениями различных направленностей, различных конфессий, и это, как малая часть айсберга, выливается в необходимость решения тех или иных проблем силовыми методами с помощью наших правоохранительных органов", - сказал глава государства.

"Но вместе с тем очевидно, что главным достижением современной России является демократический процесс, являются достижения нашего гражданского общества. Мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть, как говорится, ребенка", - заявил Владимир Путин, говоря о законопроекте.

Владимир Путин решил внести поправки в рассматриваемый Госдумой законопроект о внесении изменений в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Поправки будут основаны на рекомендациях Совета Европы и связаны с беспокойством членов Общественной палаты и представителей неправительственных организаций.
Как сообщает РИА Новости, на встрече в членами правительства президент поручил главе своей администрации Сергею Собянину в пятидневный срок подготовить пакет поправок для внесения в Госдуму.

Президент видит предназначение законопроекта в том, чтобы "обезопасить политическую ситуацию в России от вмешательства извне, обезопасить общество и граждан от распространения террористической, человеконенавистной идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской". Подобные опасности, по мнению Путина, таят в себе "крайние течения различных направленностей, различных конфессий".

Законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении в конце ноября. Второе чтение планировалось провести в пятницу, 9 декабря, однако оно было отложено на неделю по просьбе членов Общественной палаты, пожелавших провести экспертизу документа на предмет его соответствия Конституции РФ.

Что касается рекомендаций гендиректора юридического департамента и комиссара Совета Европы Ги де Веля (Guy De Vel) и Альваро Хиля-Роблеса (Alvaro Gil-Robles) соответственно, то их президенту передал министр юстиции РФ Юрий Чайка, побывавший в Страсбурге с визитом.

Как сообщил Чайка, европейские эксперты сочли прописанную в законопроекте систему надзора за некоммерческими организациями (НКО), "включая вопросы их финансирования", соответствующими европейским стандартам. Однако, некоторые требования европейские эксперты сочли "излишними или непропорциональными", в частности в том, что касается правоприменительной практики, отметил глава Минюста. По словам Чайки, при втором и третьем чтениях законопроекта эти рекомендации будут учтены.

Напомним, в законопроекте устанавливается специальный порядок госрегистрации НКО. Согласно ему, такие организации, не имеющие статуса юридического лица, обязаны будут уведомлять регистрирующий орган о своем создании, что позволит государству создать полный реестр НКО. Также документ расширяет список причин, по которым НКО может быть отказано в регистрации. Кроме того, увеличивается контроль за финансово-хозяйственной деятельностью НКО, в частности государство получит право проверять соответствие расходов организации ее уставным целям.

Координатор Дальневосточных программ
Коалиции «Мы, Граждане!»
Павел Маракулин
из Москвы
http://www.kreml.org/users/marakulin


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 12 Декабрь 2005, 16:29 
Пресс-служба Кремля сообщила, что президент России Владимир Путин предлагает отменить перерегистрацию всех некоммерческих неправительственных организаций, включая международные и иностранные.

[ img ]

http://www.psdp.ru/news/politics/104636880
Для международных и иностранных организаций предлагается ввести процедуру уведомления уполномоченного федерального органа исполнительной власти. При этом отмечается, что в законе следует предусмотреть положения, исключающие излишнее вмешательство властей в правомерную деятельность международных организаций, сообщает Газета.Ru.

9 декабря Путин направил спикеру Госдумы Борису Грызлову заключение на проект федерального закона № 233364-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Законопроект предусматривает процедуру регистрации международных и иностранных некоммерческих неправительственных объединений исключительно в организационно-правовой форме общественной организации. Президент отметил, что многие такие объединения в соответствии с законодательством иностранных государств не могут существовать в форме общественной организации. Регистрация названных объединений в качестве общественных организаций приведет к необоснованному сужению сферы их деятельности и ущемлению законных прав и интересов организаций и граждан, осуществляющих сотрудничество с такими объединениями, говорится в заключении. Путин счел, что законопроект об общественных организациях нуждается в значительной доработке.


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 16 Декабрь 2005, 02:30 
[ img ]

15 декабря 2005

"Теперь у нас самый либеральный закон в мире"
Депутаты смягчили участь некоммерческих организаций законотворчество


Вчера депутаты Госдумы, исполняя волю президента, смягчили требования к некоммерческим организациям и общественным объединениям, которые ранее решили поставить под жесткий государственный контроль. Думская рабочая группа подготовила поправки к законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", которые предполагается принять во втором чтении 21 декабря. Впрочем, концепция проекта, по мнению представителей общественности, осталась прежней: документ "фактически отменяет презумпцию невиновности в отношении общественных организаций".

Самим фактом появления поправок Дума продемонстрировала, что способна к сверхинтенсивной работе, если на то есть воля президента. 50 поправок к законопроекту всего за два дня подготовили четверо из 14 его авторов: Сергей Попов (глава комитета по делам общественных объединений), Владимир Плигин (глава комитета по конституционному законодательству), Константин Косачев (глава комитета по международным делам) и Андрей Макаров (зампред комитета по бюджету).

Законопроект, одобренный в первом чтении 23 ноября, предполагал запрет на учреждение некоммерческих организаций (НКО) и членство в них не проживающим постоянно в РФ иностранцам и лицам без гражданства, расширял перечень оснований для отказа в регистрации НКО, наделял регистрирующие органы правом запрашивать у НКО их финансово-хозяйственные документы и проверять соответствие их расходов уставным целям. Общественные объединения без статуса юридического лица были обязаны уведомлять регистрирующий орган о своем создании. Второе чтение проекта поначалу планировалось на 9 декабря, но в итоге было перенесено на 21 декабря, чтобы учесть замечания президента, поступившие в Думу 9 декабря.

Если подготовленные поправки будут одобрены палатой, то международные и иностранные НКО в России будут работать почти так же, как и сейчас. Поначалу авторы закона считали, что иностранцы должны регистрировать свои организации в виде общественных объединений. Но президент убедил депутатов не делать этого (Ъ подробно рассказывал об этих предложениях 11 декабря), и депутаты сохранили для иностранных НКО единственное новшество – "уведомление регистрирующего органа о своей деятельности". Для отечественных же НКО депутаты решили ввести норму о регистрации в уполномоченном органе, которым, как ожидается, станет Федеральная регистрационная служба.

Согласились депутаты и с другой идеей президента: не давать регистрирующему органу право финансового контроля за НКО. Правда, при этом депутаты, по совету президента, обязали иностранные НКО информировать регистрирующий орган о поступлении финансовых средств на территории России. А отечественные юридические и физические лица должны будут информировать тот же орган о деньгах, полученных ими от любых иностранных НКО. То есть НКО и граждане, став информаторами ФСР, сами поставят себя под контроль этого органа. Если же кто-то из россиян уклонится от уведомления, то заплатит штраф, а общественные объединения за те же грехи могут подвергнуться ликвидации по решению суда.

Ликвидировать НКО можно будет и за "систематическую неуставную деятельность". Правда, участвовавшие в заседании рабочей группы общественники и правозащитники пытались убедить депутатов пересмотреть эту норму. Ликвидировать, по их мнению, можно лишь за деятельность, "направленную на достижение запрещенных законом целей", исчерпывающий перечень которых дан в ст. 13 Конституции. Но дискуссию резко прервал депутат Макаров, призвавший общественников осознать, что ни одной из смягчающих поправок могло и не быть вовсе.

В целом же, даже с предложенными вчера поправками, закон "фактически отменяет презумпцию невиновности в отношении общественных организаций", как заявила Ъ лидер ассоциации "Коалиция "Мы – граждане!" http://www.citizens.ruНина Беляева.
Зато представители Общественной палаты, присутствовавшие на вчерашнем заседании рабочей группы, не уставали нахваливать депутатов за оперативную и квалифицированную работу (ранее члены палаты обращались к Думе с настоятельным требованием перенести второе чтение на январь 2006 года). Особой похвалы авторы поправок удостоились от члена палаты, вице-президента "Медиасоюза" Елены Зелинской, которая с гордостью сообщила, что "теперь у нас самый либеральный закон в мире".

ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ [/b] http://www.civitas.ru/cgi- ... ?code=6422


Вернуться к началу
   
 Заголовок сообщения: Порочная концепция не изменилась
СообщениеДобавлено: 20 Декабрь 2005, 11:37 
[ img ]


Ко второму чтению законопроекта "об ужесточении контроля над гражданским обществом"...

21 декабря текущего года в Госдуме должно состояться второе чтение нашумевшего законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вызвавшего бурю негодования со стороны российской и зарубежной общественности и именованного законопроектом «об ужесточении контроля над гражданским обществом».
Такое решение Государственной Думы РФ принято в ответ на заключение Президента РФ от 5 декабря, в котором, в частности, говорится, что законопроект «нуждается в существенной доработке». Поправки, подготовленные авторами законопроекта ко второму чтению, рассматривались 14 декабря на рабочей группе Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций с участием представителей неправительственных организаций и были утверждены 15 декабря на заседании комитета.
В сообщениях некоторых СМИ последний вариант законопроекта был назван одним из самых либеральных, снимающим всякие опасения за судьбу гражданского общества в России. Однако большинство экспертов самого гражданского общества придерживаются диаметрально противоположной позиции. По их мнению, новая редакция отнюдь не улучшит положения общественных и некоммерческих организаций: на смену наиболее жестким положениям предыдущего варианта пришли новые, не менее репрессивные меры. Порочная концепция законопроекта, направленная на необоснованное ужесточение контроля и вмешательство государства в деятельность независимых гражданских организаций, ограничение права на объединение, осталась неизменной.
Безусловно, новая редакция законопроекта содержит ряд изменений, позволивших снять некоторые противоречия международному праву и Конституции РФ. Прежде всего, это касается отмены обязательного уведомления о создании и начале деятельности общественных объединений без статуса юридического лица. Это значит, что возврата к запрету незарегистрированной общественной деятельности не будет, и разнообразные клубы любителей английского чая, кошек, собак и прочие «вольнодумцы» могут по-прежнему собираться, не информируя о своей деятельности регистрирующий орган.
Вторым безусловным плюсом новой редакции является снятие тотального запрета на деятельность представительств и филиалов иностранных общественных организаций. Это положение отводит угрозу принудительного закрытия огромного количества представительств и филиалов иностранных, в том числе благотворительных организаций, работающих в нашей стране и помогающих решать острые социальные проблемы.
Третье, и последнее, позитивное изменение, хоть и не принципиальное, заключается в том, что планируется отсрочить вступление закона в силу до истечения 90 дней со дня опубликования. Это позволит российским и зарубежным неправительственным организациям хотя бы отчасти подготовиться к новой ситуации. Складывается впечатление, что законодатели руководствовались не заботой о них, а необходимостью набрать почти тысячный штат Росрегистрации и подготовить постановления правительства, которыми будут установлены правила и формы содержательной и финансовой отчетности.
Однако на этом плюсы новой редакции законопроекта заканчиваются.
Зона свободы, защищаемая по сей день законом «О некоммерческих организациях», ликвидируется. НКО оказываются в режиме разрешительной регистрации (вместо заявительной) и тотальной подконтрольности «уполномоченному органу» (т.е. Росрегистрации). По сути, создается суперведомство по наблюдению и контролю за гражданами с почти тысячей сотрудников, следящих за тем, не выходят ли граждане за рамки дозволенного.
Новая редакция законопроекта по-прежнему сохраняет поражение в правах на создание общественных объединений и некоммерческих организаций для неопределенного круга лиц и организаций. В него попадают учредители гражданских организаций – любое частное лицо или организация, если их «цели, задачи и формы деятельности» противоречат не только Конституции РФ (в ней содержится четкий и ясный перечень запретов для общественных организаций), но и вообще законодательству РФ. На практике это означает, что права учреждать НПО могут быть навсегда лишены, например, участники несанкционированных пикетов, митингов и шествий, поскольку такая деятельность противоречит нашему законодательству, да и просто люди, нарушившие правила перехода улицы или совершившие иное административное правонарушение. Именно это и может трактоваться как «формы деятельности, противоречащие законодательству РФ». При этом решение о наличии таких противоречий и об отказе в праве учреждать НКО будет приниматься чиновником Росрегистрации по собственному усмотрению.
Кроме того, как можно определить, какие вообще «цели и задачи» имеет в голове учредитель – частное лицо? Не создаваемая организация, согласно тексту подаваемого на регистрацию устава, а именно учредитель. Экспертиза Совета Европы прямо указала, что деятельность учредителя может быть основанием для отказа в регистрации или для ликвидации только в том случае, если она непосредственно связана с этой организацией. При этом в экспертизе из Страсбурга содержится четкая рекомендация основывать решения об отказе в регистрации только ранее имевшимися судебными решениями, а не какими-либо догадками и предположениями. Лучшие международные практики основаны на легкой регистрации уведомительного характера и строгом контроле за соблюдением законодательства после регистрации, о чем и написали специалисты Совета Европы, а также, в другой экспертизе, эксперты Международного центра некоммерческого права из Вашингтона.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства (кроме законно находящихся в РФ) также запрещается быть учредителями, членами и участниками российских НПО. Наиболее абсурдная часть этого положения касается запрета на «участие» иностранцев в деятельности российских общественных объединений. В соответствии с действующим законом участником общественного объединения считается любое лицо, выразившее поддержку целям данного объединения или принявшее участие в его акциях. При этом участник общественного объединения не обязан оформлять свои отношения официально. По мнению эксперта Института прав человека и Института «Общественная экспертиза» Льва Левинсона, запрет на такого рода соучастие – явный признак «железного занавеса» и антиэкстремистской (или «антиоранжевой») паранойи.
Нельзя не отметить, что по многочисленным просьбам международных организаций и иностранных фондов новая редакция законопроекта несколько смягчает положение относительно участия иностранных граждан и лиц без гражданства в деятельности российских НПО. Как сказано выше, теперь такое разрешение предусмотрено для лиц, находящихся на территории РФ на законных основаниях. А если выехал – можешь быть только «почетным членом (без прав и обязанностей)», говорится в тексте поправок! В привилегированное положение также поставлены международные общественные объединения. Иностранцы могут участвовать в их деятельности, но только при условии наличия в стране их постоянного проживания структурного подразделения этого объединения. По мнению председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, данное положение является «весьма либеральным», что не удивительно, поскольку первая версия законопроекта и вовсе запрещала участие иностранцев в деятельности российских НПО, за исключением постоянно проживающих на территории РФ.
В праве быть учредителями, членами и участниками общественных объединений по-прежнему отказано иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, а также лицам, чьи действия содержат признаки экстремистской деятельности либо осуществлявшим легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем. В результате возмущения внутри страны и за рубежом неправовым характером многих положений законопроекта в этой статье ко второму чтению появилось одно позитивное изменение – в отношении таких лиц должно иметься вступившее в законную силу решение суда (вместо усмотрения чиновника Росрегистрации).
Совершенно очевидно, что новая редакция законопроекта оставляет огромное количество препятствий для деятельности филиалов и представительств иностранных НПО. По заявлениям депутатов – авторов новой редакции, регистрация иностранных НПО будет иметь, якобы, уведомительный характер. Все, что от них потребуется, – это подать необходимый пакет документов в Росрегистрацию, после чего организация, по идее, будет включена в соответствующий реестр и получит возможность действовать на территории РФ. Однако существует целый ряд причин, по которым иностранному НПО может быть отказано во включении в реестр. Одна из них носит абсурдный и иезуитский характер – если цели создания филиала или представительства «создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ». Остается неясным, что, например, с точки зрения права может подразумеваться под «национальным единством и самобытностью». Хочется надеяться, что авторы этой поправки имели в виду российскую самобытность после петровских реформ. Правовых определений этих понятий просто не существует, что позволит новому суперведомству трактовать их произвольно и избирательно, на основании не писанных в законе признаков «неприемлемой политической деятельности». По заявлению депутата Сергея Попова, эти перлы изысканы «в нормах международного права», а именно в Декларации ООН от 9 декабря 1981 года «О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств», и поэтому не могут быть поставлены под сомнение. Речь, однако, идет об одной из более чем десяти тысяч ничего не значащих и никого ни к чему не обязывающих деклараций ООН рекомендательного характера, не носящих характера обязательных норм права. Однако, если законопроект будет принят в таком виде, любое неугодное иностранное НПО может быть лишено возможности работать в России под предлогом «угрозы самобытности и культурному наследию». В этом случае все заявления об уведомительном характере регистрации иностранных НПО не имеют под собой реальной почвы.
Сохраняется уже имевшийся в тексте первого чтения тотальный запрет на деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) иностранных НПО. Поправками это недопущение еще более расширяется: в ЗАТО не могут действовать международные организации (в том числе созданные в России – например, международное общество «Мемориал»), а также коммерческие организации, учредителями которых являются иностранные граждане и организации. Последняя новация явно выходит за пределы регулирования данного законопроекта, посвященного регулированию некоммерческой деятельности.
Любое НПО, российское или иностранное, может быть ликвидировано за неоднократное нарушение законодательства либо за однократное грубое нарушение. Под этой правомерной, на первый взгляд, формулировкой зашифрованы огромные возможности для произвола чиновников Росрегистрации, прокуратуры и судебных органов. Законопроектом не оговаривается, о каком именно законодательстве идет речь. Так, например, сюда могут быть отнесены правила противопожарной безопасности. Таким образом, некое НПО, члены которого были замечены в курении в неположенном месте или несанкционированном использовании нагревательных приборов, может оказаться под угрозой ликвидации.
На особый контроль будет также поставлена финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений. Первый вариант законопроекта наделял органы Росрегистрации правом без каких-либо ограничений знакомиться с финансово-хозяйственными документами НПО. Вторая редакция несколько закамуфлировала это предложение. Некоммерческие организации обязывают по первому требованию предоставлять в Росрегистрацию отчеты о своей деятельности, подтверждающие, что они расходуют средства в соответствии с целями и задачами, прописанными в учредительных документах. Росрегистрации предоставляется также право затребовать эту информацию не напрямую от НПО, а через налоговые и другие контролирующие органы, в том числе финансово-кредитные организации. Помимо этого Росрегистрации предоставлено право не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности НПО ее уставным целям, в том числе в части расходования средств. Продолжительность этих проверок никак не регламентирована, и, как показывает практика, может растянуться на многие месяцы, парализуя работу организации.
Контроль целевого использования породит массу споров и конфликтов. Формы и сроки предоставления указанных документов законом никак не оговариваются и будут определены подзаконными актами Правительства РФ. Тем не менее, двукратное игнорирование такого запроса может послужить поводом для возбуждения дела о прекращении деятельности организации в судебном порядке. Российские НПО уже готовятся к тому, что им придется большую часть своего времени не оказывать помощь нуждающимся и реализовывать свои проекты, а писать отчеты о каждом своем шаге в суперведомство по контролю за гражданами.
По мнению председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, эти многочисленные проверки призваны защитить интересы самих НПО. По его словам, регистрирующий орган будет проводить непосредственные ревизии деятельности НПО на местах с целью дополнительной проверки достоверности информации, полученной им от других контролирующих органов. Так как те, в свою очередь, могут ошибочно предоставить неверные сведения, являющиеся достаточным поводом для ликвидации организации, поясняет Сергей Попов. Однако даже неискушенный наблюдатель может заметить, что таким образом выстраивается сложная многоступенчатая структура тотального контроля, обеспечение бесперебойной работы которой потребует еще большего увеличения чиновничьего аппарата, а, следовательно, затрат налогоплательщиков.
И, наконец, последнее, может быть, самое одиозное положение новой редакции законопроекта связано с установлением тотального контроля за всеми поступающими в Россию зарубежными финансовыми средствами, независимо от того, являются ли доноры юридическими лицами или простыми гражданами. Дополнительной обязанностью как российских НПО, так и зарубежных доноров станет информирование регистрирующего органа об объемах передаваемых и получаемых средств, целях их использования и фактическом расходовании. В случае, если такие сведения не будут предоставлены или будут предоставлены не вовремя, организация может быть ликвидирована. Формы и сроки подачи информации законом, как и в предыдущих случаях, не оговариваются и будут установлены подзаконными актами. Требования в этой сфере будет легче прописать постановлением правительства, когда страсти улягутся и внимание СМИ и международной общественности к закону снизится.
Особенную обеспокоенность эти требования вызывают у небольших благотворительных организаций социальной направленности, таких как фонд «Детские сердца», Фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» и других. Штат сотрудников этих организаций ограничен, большинство из них работают на волонтерских началах. В случае принятия законопроекта они будут вынуждены взять на себя дополнительную детальную отчетность по всем благотворительным пожертвованиям из-за границы, даже если это небольшая сумма, переданная гражданином иностранного государства на лечение конкретного ребенка или закупку оборудования для сиротских учреждений. По словам руководителей этих организаций, они просто задохнутся под валом бумажной работы.
Самая фундаментальная проблема в законопроекте осталась неизменной: в нем нет определения «неприемлемой» политической деятельности, осуществляемой на иностранные средства, хотя именно эта цель была поставлена Президентом России в качестве ключевой. Именно этой задачей будут руководствоваться чиновники Росрегистрации – ведомства по контролю за гражданами. Но так как ясного и недвусмысленного определения этого понятия в законе как не было, так и нет, то каждый из них будет опираться на свое и, безусловно, на всякий случай, расширительное представление о том, что кажется руководству страны «неприемлемым». Это создает колоссальные возможности для злоупотреблений и избирательного, политически мотивированного применения закона – при том, что полномочий и инструментов для создания проблем для НКО у чиновников теперь будет достаточно. Давление и вмешательство в жизнь гражданского общества будет осуществляться, скорее всего, не только по отношению к ожидаемым «мишеням» – неправительственным организациям национального уровня, активно действующими в публичном пространстве по вопросам прав человека и демократических институтов, но и небольшим НКО, досаждающим местным властям преданием гласности фактов коррупции. Закрывать будут не за расширительно понимаемую «недозволенную политику», а по формальным критериям, например, «несоответствие деятельности уставным целям» или «однократное грубое нарушение законодательства». При этом на колоссальную коррупционную емкость законопроекта указывали все, кто высказывался в последний месяц по его поводу.
Несмотря на все эти очевидные и иногда даже абсурдные недостатки новой, якобы, «существенно переработанной» редакции законопроекта, 21 декабря он намечен к рассмотрению Государственной Думой РФ во втором чтении. В этом нет ничего удивительного, поскольку, по заявлению одного из главных разработчиков законопроекта Сергея Попова, принципиальные позиции его авторов, обозначенные в первом чтении, остаются неизменными. Существует очень высокая вероятность того, что второе чтение будет совмещено с третьим или что третье чтение состоится 23 декабря, в последний рабочий день парламента в этом году. Это значит, что окончательное утверждение Советом Федерации и Президентом РФ может состояться до конца года, и следующий, 2006 год, будет переломным в судьбе российского гражданского общества и его основы – некоммерческого сектора.
Авторов законопроекта неоднократно спрашивали, чем вызвана такая спешка, почему нельзя отложить принятие законопроекта и основательно доработать его, исключив в процессе консультаций с неправительственными организациями из его текста вызывающие резкие возражения общественности положения. Они ни разу не ответили прямо на этот вопрос, утверждая, что все, что они как авторы считали нужным изменить, уже изменили, а концепцию считают правильной. Этим они только усиливают подозрения критиков в том, что законопроект направлен на «прополку» гражданского общества от «нежелательных элементов» к выборам 2007-2008 гг.
Представители независимых гражданских организаций убеждены: основанный на порочной концепции подавления независимой гражданской активности закон принимать ни в коем случае нельзя. Его следует отклонить и подготовить новый текст изменений в действующее законодательство в тесном взаимодействии с неправительственными организациями, Советом Европы и структурами ООН, направив его на создание благоприятных условий для развития гражданского общества, так необходимого России.

http://www.civitas.ru/cgi-bin/newssig.cgi?code=2123


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 21 Декабрь 2005, 11:04 
О возможных последствиях принятия законопроекта № 233364-4
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", для реализации реформ, осуществляемых в настоящее время в России


В выступлениях Президента РФ последних лет значительное место уделяется развитию гражданского общества. Многие оппоненты российской власти склонные рассматривать это как «демократическую риторику для запада». Однако, при более глубоком знакомстве с текстами выступлений Президента РФ и документами федеральных органов государственной власти, легко увидеть, что на развитие гражданского общества в России «завязано» большинство реформ и приоритетных задач социально-экономического развития страны. А потому «провал» с развитием гражданского общества означает «провал» и всех этих реформ и приоритетных задач.

Содержательный анализ документов позволяет увидеть следующие взаимосвязи между реформами, приоритетными задачами и институтами гражданского общества.

Реформы и задача: Формирование системы общественной экспертизы и контроля для повышения качества принимаемых властью решений
Виды гражданских организаций:
Общественные объединения и объединения некоммерческих организаций (представительские организации), выражающие интересы определенных социальных групп (в т.ч. профсоюзы) Зачем они нужны власти:
Как основа федеральной, региональных и муниципальных общественных палат

Реформы и задача: Повышение эффективности регулирования экономики
Виды гражданских организаций:
Организации саморегулирования, в первую очередь организации саморегулирования бизнеса
Зачем они нужны власти:
1) Им в перспективе должны передаваться функции по регулированию отраслевых рынков.
2) Они должны включиться в разработку технических регламентов

Реформы и задача: Повышение качества жизни, поддержка семьи
Виды гражданских организаций:
НКО, оказывающие социальные услуги, в том числе для семьи и детей
Зачем они нужны власти:
В ходе реструктуризации бюджетной сферы через механизм социального заказа им будут передавать функции по социальному обслуживанию, в том числе семьи и детей

Реформы и задача: Повышение эффективности деятельности власти, развитие новой экономики, основанной на знаниях
Виды гражданских организаций:
Научные, проектные НКО, ориентированные или осуществляющие прикладные НИР в следующих сферах компетенции власти:
• общегосударственные вопросы;
• национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• национальная экономики;
• охрана окружающей среды;
• образование;
• культура, кинематография, СМИ;
• здравоохранение и спорт;
• социальная политика.
( формулировки сфер взяты из новой бюджетной классификации)
Зачем они нужны власти:
1) В ходе административной реформы через систему аутсорсинга им будут передаваться на исполнение такие функции власти как мониторинг, НИР, ведение кадастров, ведение реестров, информационное обслуживание органов власти т.д.
2) Их деятельность способствует:
• развитию новой экономики, ориентированной на знаниях,
• развитию инновационной деятельности,
• коммерциализации науки,
• реформе высшего образования,
• привлечению студентов к актуальным проблемам управления обществом, повышению их гражданской активности, и тд.

Реформы и задача: Реформа ЖКХ и повышение качества жизни
Виды гражданских организаций:
НКО в сферах ЖКХ (ТОСы, ТСЖ,…)
Зачем они нужны власти:
Необходимы для формирования новых рыночных отношений, новых потребителей и поставщиков на рынке услуг ЖКХ (разгосударствление ЖКХ)

Реформы и задача: Обеспечение прав и свобод граждан
Виды гражданских организаций:
Правозащитные и другие надзорные организации, в т.ч. экологические
Зачем они нужны власти:
Необходимы для осуществления общественного контроля за властью

Реформы и задача: Улучшение здоровья нации
Виды гражданских организаций:
НКО, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни и поддержкой больных
Зачем они нужны власти:
Необходимы для профилактики социальных болезней, формирования установок здорового образа жизни, организации взаимопомощи между больными

Реформы и задача: Профилактики межнациональных конфликтов
Виды гражданских организаций:
НКО, деятельность которых ориентирована на организацию межкультурного диалога
Зачем они нужны власти:
Необходимы для формирования толерантного поведения

И это далеко не полный перечень задач, решить которые возможно только при достаточном количестве общественных и некоммерческих организаций и при их эффективной работе. К сожалению, необходимо констатировать, что пока нет ни того, ни другого. Это означает, что действия власти в настоящее время должны быть направлены - на воспроизводство системы, гарантирующие сохранение и развитие уже действующих институтов гражданского общества, - на рост и на качественные изменения в российском гражданском обществе. Вместе с тем, предложенные в законопроекте меры можно классифицировать как появление новых «входных» административных барьеров в некоммерческом секторе – специальный порядок регистрации общественных объединений и некоммерческих организаций.

Заметим, что в практике правового регулирования социально-экономических процессов создание «входных» барьеров используется для устранения провалов рынка, вызванных избытком поставщиков на них. У нас же ситуация прямо противоположная. Некоммерческих организаций катастрофически не хватает, а потому они не в состоянии поставлять те услуги обществу и гражданам, которые предоставляют подобные организации в других странах с развитым демократическим обществом, а именно:
- агрегирование и артикуляция интересов различных социальных групп,
- контроль за властью,
- участие в принятии властных решений;
- предоставление общественных и социальных услуг гражданам и организациям;
- и т.д.

Именно поэтому многие реформы, осуществляемые в настоящее время в России, направлены на рост числа общественных и некоммерческих организаций, в том числе:
- создание общественных палат,
- внедрение новых форм управления многоквартирными домами,
- становление системы публичных слушаний в регионах и муниципалитетах,
- развитие системы территориального общественного управления,
- реструктуризация бюджетного сектора,
- и т.д.

Очевидно, что «входные» административные барьеры, установленные в законопроекте, не будет способствовать количественному росту общественных и некоммерческих организаций, что ставит под угрозу осуществление многих реформ.

Кроме того, необходимо учесть, что члены общественных и некоммерческих организаций России, прошедшие грантовую школу зарубежных благотворительных фондов, являются сегодня чуть ли не единственными специалистами с области программно-целевого планирования и управления по результатам в регионах и муниципалитетах. Их потенциал может быть использован (и уже используется в некоторых территориях) для реализации основных направлений, определенных в Концепции административной реформы на 2006-2008 год.
При том дефиците кадров, который мы ощущаем в осуществлении реформ в регионах и муниципалитетах России, мы не может позволить себе роскошь лишиться и этого потенциала.

Нина Поличка
Директор Дальневосточного Научного Центра Местного Самоуправления (г. Хабаровск)
кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин
Дальневосточного юридического института
Хабаровского государственного технического университета


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 22 Декабрь 2005, 00:36 
О ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
http://www.citizens.ru/new/archive/2005354-4.html

Президент РФ в ряде своих выступлений неоднократно обращал внимание на наличие проблемы финансирования политической деятельности в России из-за рубежа. В том числе в комментариях по поводу законопроекта № 233364-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Президент РФ вновь напомнил о наличии данной проблемы и предположил, что законопроект является одним из методов её решения.

Не подвергая сомнению наличия данной проблемы, представляется, что предложенные в законопроекте правовые методы её решения далеки от совершенства.

Во-первых, любая некоммерческая организация может легко уйти от предложенного в законе специального порядка регистрации и дополнительных мер контроля за её деятельностью путём регистрации (или перерегистрации) в организационно-правовую форму, установленную для коммерческих организаций. При этом проблемы с получением грантовых денег от зарубежных фондов не возникнет, поскольку многие из них осуществляют грантовую поддержку некоммерческих проектов коммерческих организаций.

Во-вторых, авторы законопроекта утверждают, что для его реализации не потребуется дополнительных средств из федерального бюджета. Однако нормы, предложенные в законе (спецпорядок регистрации и контроль за деятельность), не реализуемы на практике без существенного (в разы) увеличения численности госслужащих Федеральных регистрационных служб и повышения их квалификации. Как показали выборы представителей региональных и межрегиональных общественных объединений в Общественную палату РФ, существующие регистрационные службы Минюста РФ в регионах и муниципалитетах не в состоянии даже учесть и правильно классифицировать существующие общественные объединения.
В результате принятые в ряде субъектов федерации и федеральных округах решения по делегированию кандидатов в члены Общественной палаты РФ нелегитимны.

В-третьих, находясь в сфере гражданского права, в котором действует метод правового регулирования «делай всё, что не запрещено», для решения проблемы финансирования политической деятельности целесообразно было бы внести поправки в закон «О политических партиях», где определить:
- понятие «политическая деятельность»,
- поставить запрет на её финансирование из зарубежных источников и ввести нормы, обеспечивающие гласность и прозрачность такого финансирования,
- установить ответственность за нарушение данных норм.

В-четвёртых, представляется целесообразным для решения проблемы, указанной Президентом РФ, использовать подходы, применяемые сегодня в сфере регулирования бизнеса (дерегулирование, саморегулирование, со-регулирование, добровольная сертификация и т.д.)

В частности, в соответствии с Указом Президента РФ №824 от 23 июля 2003 года «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» для создания благоприятных условий в реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов предложено:
- ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- развивать систему саморегулируемых организаций в области экономики.

Заметим, что одной из задач саморегулируемых организаций (организаций саморегулирвоания) является установление правил поведения участников рынка и контроль за их соблюдением. При этом, как показывает мировой опыт, методы саморегулирования являются более оптимальными и эффективными, нежели методы госрегулирования.

В связи с этим, для решения проблемы финансирования политической деятельности в России из-за рубежа представляется целесообразным способствовать развитию идей саморегулирования в некоммерческом секторе, в том числе:
- не увеличивать вмешательство государства в деятельность организаций некоммерческого сектора;
- способствовать развитию системы организаций саморегулирования в некоммерческом секторе;
- поддерживать разработку таких кодексов поведения в некоммерческом секторе, в которых будет установлен запрет на использование зарубежных средств для финансирования политической деятельности в России;
- поддерживать и поощрять общественные и некоммерческие организации, которые добровольно и гласно взяли на себя обязательства не осуществлять финансирование политической деятельности за счёт средств зарубежных благотворительных фондов.

Также для обеспечения прозрачности деятельности общественных и некоммерческих организаций и продвижения их услуг целесообразно
- создать общероссийский сайт в сети Интернет, на котором предоставить возможность всем общественным и некоммерческим организациям публиковать сведения о своей деятельности, а также отчёты о проектах, в том числе осуществленных за счёт грантов благотворительных фондов;
- предложить зарубежным благотворительным фондам в добровольном порядке на этом же сайте публиковать сведения о выданных грантах.

Нина Поличка
Директор Дальневосточного Научного Центра Местного Cамоуправления
кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин

Дальневосточного юридического института Хабаровского государственного технического университета


Вернуться к началу
   
СообщениеДобавлено: 22 Декабрь 2005, 13:06 
МОСКВА 21.12.2005 Государственная Дума Совета Федерации РФ.

Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей (Александрович) Попов представил во втором чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части введения комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций).
Депутаты Тамара Плетнева, Андрей Макаров, Владимир Рыжков, Сергей (Алексеевич) Попов вынесли на отдельное голосование ряд поправок из таблицы поправок, рекомендованных Комитетом к принятию.
Законопроект принят во втором чтении ("за" - 376).

http://www.citizens.ru/new/archive/2005355-3.html
Замечания ко второму чтению Законопроекта об НПО: государственные органы будут осуществлять тотальный политический контроль за деятельностью иностранных неправительственных организаций в России

21 декабря проект федерального закона № 233364-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» был рассмотрен во втором чтении.
Между поправками, представленными на расширенном заседании рабочей группы 14 декабря, и окончательной редакцией, рекомендованной комитетом к принятию, имеется несколько принципиальных отличий.

1. Исключен запрет быть учредителем, членом или участником общественного объединения или иной некоммерческой организации лицу, цели, задачи и формы деятельности которого противоречат Конституции РФ и законодательству РФ. Тем самым снимается наше прежнее замечание о вводимом законопроектом поражении в праве на объединение для неопределенного круга лиц.

Однако вместо этого вводится запрет не только на учреждение, но и на членство и участие в общественном объединении лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Направленность удара очевидна, равно как и его неконституционный характер. Помимо уголовного наказания, права человека, содержащегося в местах лишения свободы, могут быть ограничены только в части, прямо установленной Конституцией, а именно – право избирать и быть избранным.

Данное ограничение распространяется только на общественные объединения. Под него подпадает, например, «Открытая Россия» – межрегиональная общественная организация.

2. Вместо недопущения учредительства лицом, если решением суда установлено, что он осуществлял легализацию (отмывание) денежных средств, вводится запрет быть учредителем, членом или участником любого НКО лицу (физическому или юридическому), включенному в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Это перечень государств, зарегистрированные, проживающие или находящиеся в которых лица, а также владеющие счетом в банках этих государств, подпадают под особые меры, предусмотренные названным законом.
Согласно Распоряжению Росфинмониторинга от 28 августа 2003 года (в редакции от 1 марта 2004 года) это Острова Кука, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Haуpу, Нигерия и Филиппины. Граждане этих государств будут полностью лишены в РФ права на объединение (в частности, невозможно существование общества российско-индонезийской дружбы, а также участие в деятельности российских НКО в какой бы то ни было форме нигерийского писателя Чинуа Ачебе, награжденного в 2005 году во Франфурте-на-Майне премией мира).

3. Но наиболее примечательны (если не сказать точнее – отвратительны) дополнения, касающиеся деятельности отделений, филиалов, представительств (структурных подразделений) иностранных НПО. Дополнениями, вносимыми в статью 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»,
Росрегистрации предоставляется право вынести структурному подразделению иностранной НПО мотивированное решение о запрете осуществления на территории РФ заявленной программы или ее части. Структурное подразделение иностранной НПО, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет исключение соответствующего филиала или представительства иностранной НПО из реестра, ликвидацию отделения иностранной НПО. Мало того: «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления финансовых средств определенным получателям указанных средств».

Таким образом, свобода деятельности иностранных неправительственных организаций в России существенно ограничивается, государственные органы будут осуществлять тотальный политический контроль за всей их работой.

Лев Левинсон


Вернуться к началу
   
 Заголовок сообщения: Эксперт оценивает закон об НКО
СообщениеДобавлено: 23 Декабрь 2005, 11:27 
Эксперт: новый закон ставит НКО под тотальный контроль бюрократии

Опубликован 22.12.2005
Вячеслав Ферапошкин,
собственный корреспондент "Кавказского узла"


Сегодня Совет Государственной думы России принял решение провести завтра, 23 декабря, слушания проекта закона, ужесточающего контроль за некоммерческими неправительственными объединениями (НПО и НКО) в третьем чтении. На этом этапе никакие изменения в законопроект уже внесены быть не могут. Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Института прав человека и Института "Общественная экспертиза" Лев Левинсон, долгое время проработавший в нижней палате российского парламента, если закон завтра будет принят, то уже в начале недели он может быть утвержден Советом Федерации и до конца года подписан Президентом России.

"Улучшения в принятом вчера Госдумой во втором чтении законопроекте о некоммерческих организациях, о которых говорят, есть по сравнению с вариантом, принятым в первом чтении, но, никоим образом не с действующей редакцией законов, в которые вносятся изменения. Там по всем позициям идут ужесточения, повышенные меры контроля, разные полицейские ухищрения", – анализирует текст нашумевшего законопроекта по состоянию на сегодняшний момент Лев Левинсон.

"Концептуальный минус этого закона в том, что та зона свободы, которая была защищена по сей день законом "О некоммерческих организациях" 1996 года – ликвидируется. Все НКО оказываются перед необходимостью разрешительной регистрации вместо заявительной, перед лицом тотальной подконтрольности бюрократии. Причем, это охватывает не только гражданские организации, но и некоммерческие учреждения и даже религиозные организации, отчасти. Батюшки должны будут писать отчеты о достижении целей и задач, в чем есть свои плюсы – можно будет оценить, насколько мы продвинулись к царству небесному. Законом колючкой огораживается весь некоммерческий сектор. Это общая, сквозная тема законопроекта, по сути, принимается новая редакция закона "О некоммерческих организациях"", – полагает эксперт.

"Законопроектом предусматривается поражение в праве на объединение лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Понятно, что это удар непосредственно по заключенному Ходорковскому, по "Открытой России", – считает правозащитник. – Это совершенно неконституционное ограничение прав, поскольку наказуемость деяния определяется только Уголовным кодексом (УК) РФ и у нас есть в УК такое наказание, как запрет заниматься определенной дельностью. Но, оно применяется в индивидуальном порядке, с учетом общественной опасности преступного деяния, а не скопом для всех заключенных".

"Проектом закона предусмотрено введение жесткого, трудноисполнимого и наделяющего Росрегистрацию недопустимо широкими полномочиями контрольного механизма. Контролирующие органы, прежде всего органы Росрегистрации, по сути дела, наделяются правом текущего и тотального контроля за деятельностью НКО. Сами НКО принуждаются законом подавать в Росрегистрацию отчеты о своей деятельности, реализации целей и задач, расходовании средств. Регулярность и формы этих отчетов будет определяться правительством", – рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" положения законопроекта об НКО Лев Левинсон.

По его мнению, в лице Росрегистрации "мы получаем суперведомство, сравнимое по своей бессмысленности и вредности с Госнарконтролем. На голом месте образуется новый бюрократический монстр".
"Очень широкие возможности предусматривает рассматриваемый законопроект по ликвидации, запрету деятельности НКО. На сегодняшний день уже достаточно просто закрыть общественные объединения. Теперь это распространяется на все НКО. Любые два нарушения любой нормы законодательства, даже о противопожарной безопасности, либо одно грубое нарушение – влечет обращение в суд Госрегистрации или прокуратуры о ликвидации этой НКО. Причем, что такое грубое нарушение, никак не раскрывается – это будут решать чиновники", – говорит Левинсон.

"Запрета на существование их филиалов и представительств иностранных неправительственных организаций (НПО) в законе нет, но авторы лукавят, что законом предусмотрена чисто заявительная процедура уведомления и включения в реестр юридических лиц. Действительно, слово "регистрация" не употребляется в их отношении: речь идет о подаче сведений и включении их в реестр Росрегистрации. Но, во включении в реестр может быть отказано по широкому кругу оснований, в т. ч. содержательного характера. Так, предусмотрена возможность отказа по таким оценочным и совершенно неправовым основаниям, как создание угрозы суверенитету, политической независимости, самобытности, национальному единству, культурному наследию страны. Т. е. совершенно резиновые определения", – оценивает известный эксперт.

"Соответствуют или нет цели создания представительства зарубежного НПО российской самобытности, будет решать какой-нибудь замначальника отдела Росрегистрации, который будет этот философский вопрос осмысливать. Их решение можно обжаловать в суд, конечно. Но, если основания в законе такие расплывчатые, то и суд будет руководствоваться этими же самыми расплывчатыми, оценочными, неопределенными основаниями. Более того, сама деятельность этих филиалов и представительств, даже если они будут включены в реестр, не только прозрачна, она регулируется Госрегистрацией и буквально пошагово рассматривается этим органом, который наделяется полномочиями по очень глубокому вмешательству в деятельность именно иностранных организаций в России", – заостряет внимание на наиболее "больных" сторонах принятого вчера во втором чтении проекта закона об НКО Лев Левинсон.

"Регистрирующий орган может без каких-либо оснований вообще вынести решение о запрете реализации в России этим иностранным НПО какой-либо программы или ее части. Он также наделяется правом запретить финансирование конкретных получателей средств, т. е. российских организаций и частных лиц, со ссылкой на общеконституционные ограничения прав, которые в этом смысле можно использовать совершенно свободно, по усмотрению той же Росрегистрации, в целях обеспечения безопасности, здоровья, прав и свобод других лиц. Конечно, в Конституции основания для ограничения прав и свобод человека существуют, но она говорит, что права и свободы человека могут быть ограничены в этих конституционнозначимых целях только федеральным законом. Здесь же, закон обязывает этими же целями руководствоваться чиновнику. Это совершенно разные вещи", – объясняет эксперт Института прав человека.

"Также данным законопроектом вводится тотальный запрет на деятельность иностранных и с иностранным участием, международных организаций, включая зарегистрированные в России, в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В частности, Международное общество "Мемориал" действовать на территории ЗАТО – достаточно широкого перечня муниципальных образований – уже не сможет. Там много нехорошего еще, я только основные моменты затронул", – резюмировал член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в России Лев Левинсон.

Напомним, что вчера, 21 декабря, Госдума приняла во втором чтении законопроект о некоммерческих организациях (НКО). Как передает корреспондент "Газеты.Ru", за принятие законопроекта проголосовали 376 депутатов, 10 высказались против, воздержавшихся не было. В первом чтении проект закона, ужесточающего контроль за деятельностью некоммерческих неправительственных организаций был принят 23 ноября.
Проект закона об НПО вызвал волну недовольства среди российских и зарубежных неправительственных организаций, демократических партий, официальных лиц стран Запада. Президент США Джордж Буш поднял этот вопрос на встрече в Корее с Президентом России Владимиром Путиным. Критические резолюции о законопроекте были приняты Конгрессом США, Советом Европы, Европарламентом. Около пяти тысяч подписей гражданских активистов было собрано под обращением НПО "Нет – ужесточению контроля над гражданским обществом!". Свои претензии к законопроекту высказали члены Общественной палаты страны, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и другие известные общественные деятели.

http://alert.hro.org/ngolaw/positions/n ... p?printv=1


Вернуться к началу
   
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 9 сообщений ] 

Часовой пояс: UTC+11:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB