20 октября 2005 года на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Думы города Владивостока рассматривался проект решения «О земельном налоге», внесенный Постановлением главы администрации города Владивостока № 997 от 07.09.2005.
Указанный документ в редакции Постановления главы администрации города Владивостока № 997 от 07.09.2005 содержит раздел 2 «Налогоплательщики», в котором перечень налогоплательщиков земельного налога, закрепленный статьей 388 НК РФ, дополнен пунктами следующего содержания:
«Плательщиками налога также признаются юридические и физические лица, пользующиеся земельными участками до оформления правоустанавливающих документов; обладающие вещными правами или правом аренды (субаренды) на здания, сооружения и помещения при отсутствии договора аренды на земельный участок, занятый указанными объектами недвижимости (абз.2 п.2.1.).
Основанием для взимания налога на землю является документ, устанавливающий право собственности, владения или пользования земельным участком. За земельные участки, на которые права организаций и/или физического лица не подтверждены, основанием для взимания земельного налога являются документы, подтверждающие фактическое использование земельного участка, в том числе документы на здание (строение, сооружение): техпаспорт БТИ, материалы инвентаризации строений и т.д.».
Действительно, в силу ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом, статьей 388 НК РФ установлен исчерпывающий перечень налогоплательщиков земельного налога, а именно:
1. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно ч. 2 ст. 237 НК РФ представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют лишь налоговые ставки в пределах, установленных 31 главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Однако, с введением земельного налога на территории Владивостокского городского округа с 1 января 2006 года решением Думы города Владивостока «О земельном налоге» в редакции, предложенной Постановлением главы администрации города Владивостока № 997 от 07.09.2005, фактически вводится правило когда-то примененное американцами на Клондайке: «кто первый добежит и воткнет в землю свое родовое знамя, тот и владелец земельного участка». Ведь ни для кого не секрет, что кадастр недвижимости в городе Владивостоке пришел в полную непригодность, так как с 1991 года широко поставленные коррупционные услуги по предоставлению земельных участков под индивидуальную застройку в обход градостроительного плана, не только привели последний в полную непригодность, но породили огромный теневой рынок земли. А налоги за землю собирать как-то надо. Вот и вводим не по закону, а по понятиям «волчьи правила», точнее рыночные по-американски: «кто сильнее – тот и прав».
Хуже всего то, что с введением новых правил плательщиками земельного налога станут пенсионеры и малоимущие граждане города Владивостока, которые будучи собственниками приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах старого жилого фонда, так и не станут собственниками земельных участков под своими домами , а значит, даже теоретически не смогут получить кредит на реконструкцию своего дома с расширением общего долевого имущества и оплатой кредита за счет его последующего оборота. Причем, сумма уплачиваемого ими земельного налога за землю под своими домами будет варьировать в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположен их многоквартирный дом. А органы местного самоуправления , исправно получая в местный бюджет земельный налог в полном объеме, могут спокойно продолжить свое бездействие по формированию земельных участков под застроенными многоквартирными домами в интересах их собственников согласно ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Более того, с вступлением в силу новых статей Земельного кодекса РФ об аукционной продажи земли под комплексную жилищную застройку сбудется их мечта еще раз пополнить местный бюджет (и, вероятно, свои карманы) за счет аукционной продажи земельных участков под изношенными многоквартирными домами в самых престижных районах города. Не случайно , по слухам, в проекте нового генплана на месте некоторых старых «хрущевок» (в районе Эгершельда, ул. Хабаровской и т.п. ) уже красуются объекты индивидуального элитного домостроения, а жильцы злополучных домов, опять же по –слухам , в ответ на свой правомерный вопрос: куда денемся мы? - получают совершенно издевательский ответ от навязанных им управляющих компаний: «Ищите себе другое жилье, пока не поздно».
Дело в том, что с 1 марта 2005 на территории России действует новый Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно которому:
«Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения…, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме…, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором» (ч.3 ст.30 ЖК РФ от 29 декабря 2004 года ). И если до 1 марта 2005 года фактически производимые платежи за капитальный ремонт дома не были потрачены на восстановительный ремонт этого дома, в результате чего он оказался в предаварийном состоянии, то с 1 марта 2005 года «признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок» (ч.10. ст.32 ЖК РФ от 29 декабря 2004 года). В случае, если земельный участок, на котором расположен подлежащий сносу многоквартирный дом, после принудительного сноса не будет заново застроен его правообладателями в установленный законодательством срок, то согласно новелл Земельного кодекса РФ с введением с 1 октября 2005 года аукционной продажи земельных участков под комплексную застройку жилья такой земельный участок может перейти к новому собственнику земли без сохранения прав бывших собственников аварийного недвижимого имущества.
Вот и получается, что собственники приватизированных квартир многоквартирного дома старой серии, благодаря столь «заботливой» политике главы администрации города Владивостока по обеспечению их права собственности на жилье в городе Владивостоке, окончательно увязнут в тройном капкане новых жилищных проблем, если:
а) депутаты Думы города Владивостока примут проект решения Думы города Владивостока «О земельном налоге» в редакции Постановления главы администрации города Владивостока № 997 от 07.09.2005;
б) собственники помещений многоквартирных домов своевременно не оформят в свою общую долевую собственность земельный участок под своими домами с тем, чтобы воспрепятствовать аукционному «захвату» земельных участков под своими домами;
в) если своевременно не потребуют по-настоящему гласного и публичного принятия нового градостроительного плана города Владивостока, схем территориального планирования и границ межевания земельных участков под строительство
|