Автотехническая экспертиза производится в целях установления технического состояния автотранспорта, механизма дорожно-транс-портных происшествий (ДТП); транспортных средств (ТС), причастных к совершению ДТП, и других обстоятельств, связанных с ДТП.
Объектами данной экспертизы являются: транспортные средства, их узлы и агрегаты.
А. При исследовании
транспортных средств:
1. Исправно ли данное транспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность?
2. Могла ли обнаруженная неисправность повлиять на воз-ник¬новение данного ДТП? Если да, то каким образом?
3. Не находится ли установленная техническая неисправность (повреждение) в причинной связи с событием ДТП?
4. Какова техническая причина разрушения (излома) пред-став¬ленной детали (узла)?
5. Когда возникла данная техническая неисправность (до ДТП, в момент ДТП или после него)? 1
6. Каково влияние данной технической неисправности на уп¬равляемость транспортного средства?
7. Каким способом нанесена маркировка на представленные де¬тали ТС? В каких условиях она могла быть выполнена (на заводе, вне завода)?
8. Какова первоначальная маркировка детали (узла) ТС?
Б. При установлении механизма
дорожно-транспортного происшествия:
1. Каковы траектория и характер движения ТС и других при¬частных к ДТП объектов?
2. Где находилось место столкновения, удара ТС?
3. Каков механизм данного ДТП?
4. Соответствует ли характер обнаруженных следов (на ТС, дорожном покрытии и т.п.) механизму ДТП?
5. Имел ли водитель ТС техническую возможность предот-вра¬тить данное ДТП?
В. При установлении обстоятельств ДТП,
если водитель ТС скрылся:
1. ТС какой марки оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?
2. Каковы индивидуализирующие особенности ТС, оставившего следы?
3. Какие повреждения (следы) могли образоваться на ТС в результате данного ДТП?
4. Каковы возможные способы сокрытия повреждений; затраты времени на их устранение; признаки, позволяющие установить факт сокрытия повреждений (следов)?
5. Являются ли частицы, изъятые с места ДТП, частицами ла¬кокрасочного покрытия ТС? Если да, то возможно ли по ним оп¬ределить цвет ТС, его тип? Перекрашивалось ли ТС, сколько раз и чем?
6. Являются ли осколки стекла (пластмассы) частями рассеивателя; на каких ТС он устанавливается?
7. Не являются ли представленные объекты частями (облом¬ками) деталей ТС? Если да, то какими именно?
Г. При установлении транспортного средства,
подозреваемого на причастность к ДТП:
1. Имеются ли на данном ТС следы, характерные для ДТП?
2. Каков механизм образования имеющихся следов?
3. Оставлены ли данные следы объектами, поврежденными при ДТП? Если да, то какими?
Для производства экспертизы должны быть представлены сле¬дующие материалы: постановление, материалы уголовного дела; автотранспортные средства, узлы и агрегаты ТС; следы ТС на объектах, осколки, части, обломки узлов и агрегатов ТС; схемы с расположением травм пострадавших.
Неисправные агрегаты и узлы представляются без разборки, по возможности с сопряженными деталями.
техническая возможность
Определить причины и время возникновения технических неисправностей.
Установить возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления ДТП.
Установить причинно-следственную связь между обнаруженной технической неисправностью транспортного средства и фактом ДТП ( наездом, столкновением, опрокидыванием и т.п.).
Установить техническую возможность предотвращения происшествия ( наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.) при техническом состоянии транспортного средства на момент происшествия
Установить обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортных средств, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Установить техническую возможность предотвращения происшествия ( наезда, столкновения и т.п.) в момент развития дорожной ситуации, указанной следствием и судом.
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения ?
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения при допустимой для данных дорожных условий скорости ТС?
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода движущегося во встречном направлении?
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода движущегося во встречном направлении при допустимой для данных дорожных условий скорости ТС?
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода движущегося в попутном направлении ТС?
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода движущегося в попутном направлении при допустимой для данных дорожных условий скорости ТС?
Успевал ли пешеход удалиться на безопасное расстояние от полосы движения ТС при своевременном его торможении ?
Успевал ли пешеход удалиться на безопасное расстояние от полосы движения ТС при своевременном его торможении и допустимой для данных дорожных условий скорости движения ТС ?
возможные границы
Определить или уточнить траектории движения транспортных средств до и после ДТП
Установить условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке в момент ДТП
Установить обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать его наступлению.
Установить взаимное расположение транспортных средств в различные моменты ДТП.
Определить место столкновения ТС относительно ближайшей границы участка рассеивания осколков стекла на дороге ?
Определить место столкновения ТС относительно дальней границы участка рассеивания осколков стекла на дороге ?
Как должен был действовать водитель ТС1 в данной дорожной обстановке согласно Правил дорожного движения, соответствовали ли его действия требованиям данных Правил
столкновение
Установить как следовало действовать участникам ДТП в данной дорожной ситуации в соответствии с техническими требованиями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта
Установить техническую сторону причинной связи между действиями участников ДТП, установленных как следствием (судом), так и экспертом, и наступлением конкретного факта ДТП (наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.), в случаях когда выяснение этих связей требует специальных познаний эксперта.
Установить направления действия сил между двумя сталкивающимися транспортными средствами ( совместно с экспертом трасологом).
Установить момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить ДТП, и расположения препятствия в этот момент.
С какой безопасной скоростью возможно движение ТС1 на данном участке дороги без потери устойчивости ?
Какова величина безопасного интервала между ТС1 и ТС2 при их движении в попутном направлении?
Какова величина безопасного интервала междуТС1 и ТС2 при их встречном движении?
Какова величина безопасной дистанции между впереди идущим ТС1 и сзади идущим ТС2 ?
На каком расстоянии от места столкновения находилось ТС1,имеющее преимущественное право на движение ,в момент выезда ТС2 на проезжую часть пересекаемой дороги ?
На каком расстоянии от места столкновения находилось ТС1 в момент возникновения опасности ?
На каком расстоянии от уровня ближайшей кромки проезжей части пересекаемой дороги находилось ТС2 в момент загорания желтого сигнала свето фора ?
скорость
Установить скорость движения транспортных средств.
Установить время преодоления транспортным средством определенных участков пути и т.п.
C какой скоростью двигалось ТС в данных дорожных условиях к моменту начала торможения ?
C какой скоростью двигалось ТС перед началом торможения при наличии разрывов в следах торможения ?
Какова должна быть безопасная скорость ТС по условиям видимости дороги ?
Какой остановочный путь имеет ТС в условиях места ДТП?
Какова продолжительность времени движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
Какое время необходимо для остановки в данных дорожных условиях ?
расстояние
Установить величину тормозного и остановочного пути транспортного средства.
На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных ?
На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения ?
На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за неподвижного препятствия ?
На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за встречного ТС ?
На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за обгоняемого ТС ?
На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент нача ла реакции водителя с последующим применением торможения?
На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда ТС находилось от места наезда на расстоянии остановочного пути ?
На каком расстоянии от места столкновения дополнительно могло бы продвинуться ТС2 при принятии мер к торможению водителем ТС1 с момента выезда ТС2 на проезжую часть пересекаемой дороги ?
На каком расстоянии от места столкновения дополнительно могло бы продвинуться ТС2 при принятии мер к торможению водителем ТС1 с момента возникновения опасности ?
Определить радиус закругления дороги ?
устойчивость
Какое расстояние необходимо для заданного поперечного смещения ТС без потери его устойчивости ?
На сколько возможно поперечное смещение ТС без потери его устойчивости на заданном расстоянии?
Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопас ный объезд пешехода со стороны лица?
Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопас ный объезд пешехода со стороны спины?
Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопас ный объезд неподвижного препятствия?
скорость при столкновении
Определить скорость движения ТС по величине остаточной деформации , полученной при ударе о неподвижное препятствие?
Определить скорость движения ТС1 и ТС2 непосредственно перед происшествием?
возможности при столкновении
Располагал ли водитель ТС1 технической возможностью предотвратить столкновение с момента выезда ТС2 на проезжую часть пересекаемой дороги ?
Располагал ли водитель ТС1 технической возможностью предотвратить перекрестное столкновение с момента возникновения опасности для движения ?
Располагал ли водитель сзади идущего ТС1 технической возможностью предотвратить столкновение с впереди идущим ТС2 с момента возникнове ния опасности ?
Располагал ли водитель сзади идущего ТС1 технической возможностью предотвратить столкновение с впереди идущим ТС2 с момента начала его торможения ?
Располагал ли водитель ТС1 технической возможностью предотвратить столкновение со стоящим ТС2 путем безопасного его объезда с момента появления последнего в поле видимости?
Имел ли водитель ТС2 возможность произвести остановку ТС не выезжая на проезжую часть пересекаемой им дороги с момента загорания желтого сигнала светофора ?
|