ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ГРАНТ-2010. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СТРАНЫ
Автор / источник:
Эксперт Хананашвили Н. Л. (г. Москва)
Опубликовано: 27 ноября '10
http://www.4cs.ru/materials/publications/wp-id_1285/
Н.Л. Хананашвили, Москва
Сколько ни говори: «Модернизация, модернизация…», - современнее не становится.
Из горьких размышлений на сладкую тему.
Наконец-то появилось немного свободного времени для взгляда на результаты Конкурса проектов на гранты, выдаваемые на основании Распоряжения Президента РФ в 2010 году –
«Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» от 08.05.2010 №300-рп .
Сразу хочу отметить: если в прошлом году результаты были, мягко говоря, неутешительны и практически в списках всех НКО-операторов было более чем достаточно непрофильных получателей и просто даже – очевидных «откатов», то в этом обнаружил, что, в принципе, можно, ведь, работать и вполне прилично, хотя бы местами.
1. Институт общественного проектирования (далее – ИНОП)
Результаты данного конкурса были опубликованы по адресу
http://www.inop.ru/page143/page815/page864/. Проанализировав названия проектов-победителей, к своей радости обнаружил почти полное соответствие названий формату конкурса. Лично у меня возникли вопросы только к трём проектам:
1) «Центр общественно-политических исследований «Русская Балтика» выполнял проект «Эволюция социокультурной идентичности русского населения Литвы (ценностный аспект)» стоимостью 1 130 000 рублей. Возникает вполне резонный вопрос: а исследования за рубежом являются ли профильными для ОП РФ? На мой взгляд, это в большей степени относится к миссии такой структуры, как Фонд «Русский Мир».
2) Некоммерческий фонд «Исследования проблем демократии» призван реализовать проект «Медицинские услуги в России: cколько действительно стоит лечение», объёмом 2 053 000 рублей. Подобные исследования тоже выглядят более подходящими не для исследований «проблем демократии», а для фонда обязательного медицинского страхования или, на худой конец обществ потребителей. Не совсем понятно, причём здесь развитие институтов гражданского общества.
3) И уж совсем непрофильным представляется проект Международного фонда «Достояние», названный «Кто и почему отдыхает в России? Динамика предпочтений населения страны относительно развития внутреннего туризма». Данный проект обходится нам, налогоплательщикам, в 1 640 000, но, очевидно, решает не наши вопросы, а вопросы, интересуются которыми, прежде всего, туристические компании. По существу, мы наблюдаем за выделением средств для коммерческих маркетинговых исследований. Таким образом, непрофильные расходы, на мой взгляд, составляют 4 823 000 рублей или чуть более 6% от суммы расходов, выделенных данной организации, что в целом следует признать неплохим результатом.
Впрочем, у других операторов дела, на мой взгляд, заметно хуже. Взглянем на очевидные некорректности.
Основные «групповые» претензии можно назвать претензиями к непрофильным направлениям финансирования и к финансированию разовых мероприятий.
2. Институт проблем гражданского общества (далее – ИПГО).
Материалы результатов конкурса можно найти на сайте ИПГО:
http://www.inpgo.ru/495/610.
1) Для лучшего понимания того, что здесь именуется непрофильным финансированием, напомню название мандата данного конкурса: поддерживаются проекты некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере образования, искусства, культуры и общественной дипломатии.
В данном конкурсе можно назвать несколько групп непрофильных проектов. Назовём их, условно:
А) Выборы.
К таким проектам, финансируемым ИПГО, относится проект автономной некоммерческой организации «Издательский дом «Слово», который, как это ни странно, решил заняться… выборами. Проект стоимостью 800 тыс.р. называется витиевато: «Выборы – 2012 как мобилизационный ресурс преобразований в сфере образования и культуры» (заявка №105). Привязка к образованию и культуре выглядит более чем искусственно. Причём тут выборы?
Второй проект из этой серии, «Программа обучения независимых наблюдателей для участия на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления» (заявка №618), выполняет НП «Центральный дом юриста», который за 4 млн. р. Здесь – точно про выборы, но – причём здесь мандат конкурса?
Тема выборов будет неоднократно встречаться у нас и в конкурсах других НКО-операторов, поэтому краткое резюме целесообразности подобных проектов дам там, где это более уместно. Пока же это – непрофильная деятельность.
Б) Научно-технический прогресс (далее – НТП) и другая «посторонняя» деятельность.
В области НТП, видимо, вследствие моды на научно-техническую модернизацию, представляет собою перспективное направление развития инициатив; однако, сугубо научно-технический уклон делает общественную составляющую очень условной.
Например, Конкурс сценарных заявок «Новое кино России», который за 3 млн.р. устраивает «Научно-инновационное сообщество промышленников» (заявка №598). То есть социально значимым результатом станет несколько выбранных сценариев? К чему бы это?
Международный союз общественных объединений «Киевская Русь» (судя по названию, очевидно, сугубо научно-техническая организация) реализует за 3,5 млн.р. проект «Общественность за научно-технический прогресс» (заявка №589). Несомненно, общественности глупо выступать против НТП, но, по большому счёту, такой прогресс не очень связан с общественностью и его усилиями.
НП «Технопарк «Интеграл» получил 970 тыс.р. на «Создание научно-технических центров молодежи в Чувашской Республике» (заявка №432). Наверное, необходимо создавать технопарки, но не в рамках же конкурса социальных проектов?
Союз машиностроителей России устраивает за 3,5 млн. рублей Национальную научно-техническую конференцию! Тот факт, что съезд устраивает названная общероссийская общественная организация, ещё не означает, что за деньги, предназначенные для развития институтов гражданского общества, следует финансировать съезд машиностроителей. А что, в указанной отрасли денег на это мероприятие уже не имеется?
Организация с забавным именем «Фонд развития дизайнеров Подмосковья» (видимо, дизайнеров и впрямь необходимо подразвить, правда, возможно, речь – о завивке?...) на проект «Программа повышения адаптационных возможностей молодежи через коррекцию эмоционального и социального поведения «Школа имиджа и профессионального мастерства» получил 800 тыс.р. Школа профессионального мастерства необходима, но, опять же, почему за счёт средств на развитие институтов гражданского общества?
Благотворительному фонду «100 лет профсоюзному движению России» на «Регулирование социально-трудовых отношений. Двусторонняя программа сотрудничества в области повышения квалификации профсоюзных кадров стран СНГ и Балтии» (заявка №5) выделено аж 7 млн. рублей. Смутило меня не только то, что такое сотрудничество из средств Президентского гранта реализуется (тут, вроде бы, хоть как-то названное можно определить как «международная дипломатия»), но и тот факт, что сотрудничество это именуется двусторонним. Как я полагаю, каждая из «двух сторон» (и страны СНГ, и страны Балтии) вряд ли воспринимают себя как единую сторону.
В) Исследования и стратегии.
Общероссийское общественное движение «Католическое наследие» занято проектом «Разработка комплекса мер по повышению уровня нравственно-духовного воспитания в молодежной среде» (программа поддержки молодых культурологов-религиоведов)», на которую (на разработку! или на программу?) ему выделено 5 млн. рублей (заявка №281). Само же название (совмещающее разработку и поддержку) порождает предположение о дефекте мышления не только у грантополучателей, но и у грантодателя, поскольку по смыслу названия, финансируется разработка, которая в скобках почему-то оказывается поддержкой.
Хотя у ИПГО данный проект – единственный, в других конкурсах данное направление встречается, именно как непрофильное, то есть – не в конкурсе ИНОП.
Г) Издательская деятельность.
Движение «Союз православных граждан» получает 500 тыс.р. на «Издание журнала» (заявка №20). Так и называется «проект». Возможно, данное издание и будет иметь высокую социальную значимость, только почему это называется социальным проектом?
Ежемесячный выпуск газеты «Абориген Камчатки», осуществляемый общественным учреждением «Информационный Центр "Абориген Камчатки"» за 550 тыс.р. (заявка №330) – это типичная текущая деятельность, хотя и, возможно, очень важная. Но финансироваться такая, регулярная, деятельность не должна из средств грантового конкурса.
Издание и распространение книги «Государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации», хотя и требует для НП "Институт национальной стратегии реформ" «всего» 250 тыс.р., не оставляет мысли, что мы имеем дело с издательским, а не с социальным проектом.
2) До тех пор, пока в системе грантового финансирования будут фигурировать разовые мероприятия, вряд ли можно ожидать повышения качества социально-проектной культуры в России.
Помимо уже названной мною конференции машиностроителей, только у ИПГО можно обнаружить с десяток разовых, по сути – бессмысленных с точки зрения социально-проектного подхода, «проектов».
К таковым относятся:
Организация и проведение фестиваля «Сияние лотоса» в рамках Третьей Декады буддийской культуры в Санкт-Петербурге, осуществляемая благотворительным общественным фондом «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (800 тыс.р., заявка №143);
Межрегиональный детский вокально-хоровой фестиваль «Милующее сердце 2011», проводимый Саранским Духовным училищем – духовным средним профессиональным образовательным учреждением Саранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – за 394,5 тыс.р. (заявка №162);
III Международный форум: «Миграция в России: сотрудничество и безопасность», организуемый Общероссийской общественной организацией «Федерация мигрантов России», стоимостью в 1 млн.р. (заявка №287);
Всероссийская научно-практическая конференция «Потенциал буддийской культуры России в решении социальных проблем», реализуемая Духовным профессиональным образовательным учреждением «Агинская Буддийская Академия». Стоимость конференции – 700 тыс.р. (заявка №455);
Круглые столы писателей и драматургов «Герой как социальная функция», проводимые Межрегиональным общественным движением по содействию укреплению гражданского общества «Сплоченность и взаимодействие» за 3,5 млн.р. (заявка №532). Опять же, нужны круглые столы, но они не должны быть единственным элементом проекта, требующего столь мощного финансирования – без какого-либо результата.
Ежегодный фестиваль памяти В.С. Высоцкого на Волге (как ни мило моему сердцу творчество Владимира Семёновича), организуемый Волгоградской областной детской общественной организацией яхт-клуб "ПАРУС" имени В.С. Высоцкого (стоимостью 800 тыс.р., заявка №231). Если бы этот фестиваль был элементом некоего, более широкого социально-просветительского пространства, расходы на него можно было бы считать оправданными. Но – только так, а не в виде однократного разового события.
В общем, на проекты, относящиеся к перечисленным категориям, расходуется порядка 50 млн.р. или примерно треть из выделенных 160 млн. и направленных непосредственно на финансирование 150,4 млн.р.
Впрочем, о доле расходования средств из выделенных организациям-операторам, мы поговорим позже, а пока взглянем на другие организации.
3. Государственный клуб.
Для анализа обоснованности выделения средств в Фонде подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» назовём мандат конкурса: должны финансироваться проекты, «имеющие социальное значение в сфере поддержки молодежных инициатив, проектов молодежных движений и организаций». Результаты конкурса опубликованы на сайте организации:
http://www.gosclub.ru/contest_for_nno/k ... -nno-2010/.
1) «Непрофильные» проекты.
А) Исследования и стратегии.
Мониторинг и анализ проявлений агрессивной ксенофобии и правоприменительной практики в этой сфере осуществляет региональная общественная организация содействия просвещению граждан «Информационно-аналитический центр «Сова» (2,5 млн.р., заявка №97). Боюсь, в этом случае уважаемый мною центр ошибся адресом: такую заявку необходимо подавать всё же в ИНОП…
Б) НТП и бизнес-проекты.
Национальный конкурс инновационных проектов Молодежного движения Ассоциации менеджеров России проводит межрегиональная общественная организация «Ассоциация менеджеров» (5,1 млн.р., заявка №46). Судя по профилю НКО, это – научно-технические инновации. С чего бы они должны финансироваться в рамках «нашего» конкурса?
«Инновационное внедрение — школа успеха молодежи»: так называется проект некоммерческой организации Союз инновационно-технологических центров России (15 млн.р., заявка №68). Деньги – огромные, которые в России вряд ли кто способен эффективно израсходовать, инвестировать в социальное развитие. Попросту потому, что уровень социально-проектной культуры в стране крайне невысок. Впрочем, о возможных масштабах грантового финансирования и их возможном ранжировании поговорим позже.
На проект «Школа инноваций-2. Формирование инновационного потенциала школьников» НП «Телешкола» — негосударственная образовательная организация получила 7 млн.р. (заявка №106).
Международный информационный форум „Investigating Russia“, выполняемый АНО „Центр Развития Молодежных СМИ“ за 3,1 млн.р. (заявка №133), является наглядным примером соединения непрофильного (инвестиционного) мероприятия с разовым его характером.
Это же комплексное замечание (непрофильное действие и одноразовый характер) можно отнести и к Всероссийскому Молодежному Деловому Форуму «Делай свое дело», проводимому Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация Молодых Предпринимателей» (500 тыс.р., заявка №446).
Всероссийский конкурс молодежных инновационных проектов «Технологии молодежи», проводит АНО содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала талантливой молодежи «Молодой талант» и получает аж 15 млн.р. на этот самый конкурс (заявка №161). Господи, откуда ж у исполнителя опыт таких мощных мероприятий? Впрочем, вне зависимости от их состоятельности, направленность конкурса не имеет отношения к развитию институтов гражданского общества.
Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в РФ для Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» (18 млн.р., заявка №28). Ничего себе – стимуляция!
«Программа развития молодежного инновационного предпринимательства Центрального федерального округа», реализуемая АНО поддержки и развития социальных добровольческих инициатив «Шаг навстречу» (2 млн.р., заявка №787), занимается почему-то не социальными инициативами, а предпринимательством. Но и сам масштаб проекта – это очень важный индикатор того, что на уровне федеральных округов в нашей стране никаких реальных ресурсов на научно-техническое или социальное развитие не имеется. А следовательно, разделение на округа – вещь формальная, не имеющая содержательных рычагов управления и влияния. Отличная управленческая идея (разделение страны на федеральные округа) таким образом была бездарно испорчена.
«Всероссийский конкурс — поддержка высокотехнологичных инновационных молодежных проектов» некоммерческого партнёрства разработчиков инновационных технологий и участников инновационного процесса «НАИРИТ». Наконец-то – вот он, перл «социального проектирования»: вбухивание почти 1,5 млн. долларов (размер финансирования по заявке №239 – 41,4 млн.р.!!!) в непрофильное действие. Высокотехнологичные инновации – вещь, наверное, хорошая, только, опять же – МЫ НЕ ПРО ТО! А уж то, что здесь будет отмыто более всего средств, даже «к гадалке не ходи».
Всего на научно-техническую сферу в рамках только одного конкурса общественно направленных проектов истрачено 117,1 млн.р. – более 11,7 % от выделенных средств на развитие институтов гражданского общества!
В) Непонятное содержание.
Вообще, в списках проектов-победителей имеется очень много таких, из названия которых и не поймёшь, чему именно они посвящены. Но есть и подлинные шедевры.
Скажем, «Программа мероприятий «Рупор народа». Что бы это значило? Название проекта ровным счётом ни о чём не говорит; при этом Межрегиональной молодежной общественной организации «Новые люди» планируется выделить… 5 млн.р. (заявка №66).
Г) Вообще – «не про то».
Есть, к сожалению. и такие «сюжеты», очень напоминающие прошлогодний фокус с огромными средствами, выделяемыми… на футбол! Спортивный фонд „Футбольный клуб «Олимпия» реализует за 8,9 млн.р. (!!!) проект «К олимпу футбольных достижений» (заявка №109). Помнится, в прошлом году это была крайне актуальная для кризисной России школа бразильского футбола… Для Счётной палаты РФ (и, полагаю, Прокуратуры РФ) крайне интересным будет тот факт, что дважды за последние два года одна и та же контора (Футбольный клуб «Олимпия») получает от «Государственного клуба» одну и ту же сумму на повторно бредовый, с точки зрения соответствия (точнее – несоответствия) даже названия проекта объявленному мандату конкурса, «проект» .
Похоже, любит футбол Госклуб! Вот и вторая поддержанная заявка, №368, Формирование уважения к носителям национальных культур, проживающих на территории Российской Федерации, проект, реализуемый Общероссийской общественной организацией «Российский футбольный союз» за 5 млн.р. (заявка №368).
2) Разовые и мало влияющие действия.
В целях экономии места только перечислю основные расходы на разовые, и, следовательно, бессмысленные, с точки зрения целей социального проектирования, мероприятия.
Молодежный образовательный медиафорум в Астраханской области – региональная общественная организация „Творческое объединение ЮНПРЕСС“ (800 тыс.р., заявка №4);
III Всероссийский молодежный профсоюзный форум – общественная организация Федерация Независимых Профсоюзов России (3 млн.р., заявка №19);
Молодежная спортивно-пропагандистская акция «Марафон здоровья» – общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» (1,5 млн.р., заявка №74);
Молодежный культурно-просветительный фестиваль «Без границ» – благотворительный фонд Дианы Гурцкой, помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца» (2 млн. р., заявка №83);
Комплекс социальных молодежных спортивно-культурных мероприятий «Кубок Кавказа» – общероссийская общественная организация «Российский спортивный союз молодежи» (500 тыс.р., заявка №347);
Молодежная акция в Северо-Кавказском федеральном округе «Мы против наркотиков — Мы за здоровую Россию» – фонд развития и поддержки боевых искусств и единоборств Карачаево-Черкесии (500 тыс.р., заявка №349);
Всероссийский конкурс «Золотая сотня» – общероссийский союз общественных объединений «Российский Союз боевых искусств» (900 тыс.р., заявка №441);
Четвертые открытые Всероссийские юношеские Игры боевых искусств — 2011 – автономная некоммерческая спортивно-оздоровительная организация «Центр боевых искусств» (500 тыс.р., заявка №472).
Итого – для Госклуба – более 160 млн.р. непрофильного финансирования и финансирования разовых акций и мероприятий. Неплохо, правда? Более 60% – не туда, куда следовало бы.
4. Национальный благотворительный фонд (далее – НБФ) .
В нижеследующем случае имеет место не очень распространённое противоречие.
«Общество против наркотиков»: формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и содействие снижению спроса на них (информационно-рекламные, пропагандистские, просветительские, образовательные мероприятия).
Благотворительный фонд содействия реализации программ Лиги здоровья нации (6,5 млн.р., заявка №128). Всё бы – ничего, да вот только возникает вопрос: существует «Лига здоровья нации» (получившая, как следует из текста выше, 1,5 млн.р. по конкурсу на разовую акцию у Госклуба), а теперь ещё и Фонд содействия реализации её программ, а потом – будет ещё «общественное движение в поддержку Фонда содействия реализации программ Лиги здоровья нации? Так что ли? Не многовато ли? Формально – может быть и ничего, но, по сути – «фонд содействия реализации программ» – это аффилированная с Лигой структура (Лига почти наверняка – в числе её учредителей).
А) Исследования и издания.
Вот уж, где разгул исследований. Только почему в конкурсе НБФ, а не в конкурсе ИНОП?
«Формирование эффективных моделей разрешения социально-трудовых конфликтов на основе мониторинга и анализа конфликтогенных и кризисных ситуаций в сфере социально-трудовых отношений путем обучения лидеров и активистов профсоюзных организаций и социальных движений». Исполнитель – АНО Институт глобализации и социальных движений (3 млн.р., заявка №51).
Проведение комплексного мониторинга защиты социальных прав граждан, позволяет Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и Закон» получить 7 млн.р. (заявка №359) – опять же – для проектов, финансируемых ИНОП. Здесь, как и во многих подобных случаях, налицо – нецелевое расходование средств.
«Информационно-аналитический портал «Социальная карта России». Создание системного многоуровневого объединения разных ресурсов и сервисов социально-информационной помощи населению от Общероссийского общественного фонда «Фонд законодательных предположений» (2 млн.р., заявка №654). Ни мгновения не сомневаюсь, что такой ресурс стране очень необходим, но НЕ В РАМКАХ ЭТОГО КОНКУРСА! И вот здесь, пожалуй – единственный случай, когда речь должна вестись о расходах, значительно больших запрашиваемых. Ясную информативную и наглядную Социальную Карты России стоит создать наверняка дороже.
Назову ещё несколько:
Прикладное исследование в области социальных норм и стереотипов, направленное на внедрение культуры раздельного сбора мусора, осуществляемое АНО «Учебный центр «РИК» (1 млн.р., заявка №1066).
Мониторинг социального положения граждан. Исполнитель – Благотворительное учреждение «Право и Порядок» Регионального общественного фонда содействия правопорядку (8 254 320 рублей, от, точность! Заявка №1214). Только, опять же – не по профилю данного конкурса.
Наконец, один издательский проект.
«Белая книга террора»: работа над книгой, рассказывающей о жертвах терроризма и радикального религиозного и национального экстремизма. АНО «Центр развития молодежного парламентаризма» (5 млн.р., заявка №882). Не сомневаюсь, опять же, что знание такое необходимо нынешним и следующим поколениям. Но в наше время, когда книги вообще не очень в почёте, каким тиражом собираются издать эту? И собираются ли вообще? Ведь в проекте написано: «работа над книгой». Прямо как в древнем анекдоте: «Штирлиц склонился над картой…») И почему этим занимается данная организация? Какое отношение высоко значимая тема проекта имеет к развитию парламентаризма?
Б) Непонятно, о чём.
«Оздоровление оленеводов». Организация санаторно-курортного лечения оленеводов Мурманской области. Саамский социальный фонд охраны природы (1,6 млн.р., заявка №523). Это – сильная позиция, «оздоровление оленеводов» – задача сугубо для институтов гражданского общества!
В) «не про то».
«Синергия»: подготовка профессиональных коммуникаторов – фандрейзеров из числа представителей еврейских и других национальных общин России, реализуемый Федеральной еврейской национально-культурной автономией за 3 млн.р. (заявка №700) – опять непрофильное финансирование.
«ВИДЕОШКОЛА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ» (курс видеолекций для приемных родителей).
В данном случае мы столкнулись с противоположной непрофильностью. Проект – по профилю. Организация – грантополучатель нет. Благотворительный фонд «Международный благотворительный фонд Юрия Башмета» (2 млн.р., заявка №790). Насколько я понимаю, данный проект напрямую противоречит миссии фонда, создававшегося для других целей (как свидетельствует сайт Фонда – «с целью сохранения духовных и художественных ценностей мировой и отечественной культуры, а также содействия укреплению и развитию международных контактов в области искусства». Фонд также «участвует в организации проектов в области культуры и искусства, в обеспечении их реализации совместно с творческими союзами и общественными организациями, оказывает поддержку молодым талантливым музыкантам») . Печально, но – факт.
Это же относится и к проекту «Здоровые дети сегодня – здоровая Россия завтра!» Создание и организация реабилитационной, профилактической программы для несовершеннолетних детей группы риска в г. Коломне, реализуемому, почему-то, (за 3 млн.р., заявка №806) Межрегиональной общественной организацией потребителей «Общество защиты прав автомобилистов» (заявка №806). Наверное, здоровые дети – будущие автомобилисты? Но, так же невозможно – заниматься всем подряд ради финансирования!
2) Разовые мероприятия.
Третий детский спортивно-патриотический слет «Динамо» (привлечение молодежи к физкультуре, спорту, туризму, пропаганда здорового образа жизни и укрепление патриотизма) проводит Фонд поддержки детских программ «Динамо» (3 млн.р., заявка №258). Опять – разовое мероприятие. Может, лучше было бы грантодателю «продинамить» такую заявку?
Молодежный международный спортивный лагерь и фестиваль боевых искусств «Альбортц», посвященный дню победы в Великой отечественной войне. Фонд Развития Боевых Искусств Кабардино-Балкарии (900 тыс.р., заявка №834).
По моим прикидкам непрофильных расходов более чем на 100 млн.р. – примерно треть от расходов. предусмотренных для грантополучателей НБФ (всего предусмотрено выделение 300,8 млн. рублей).
5. Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».
В мандате конкурса – защита прав и свобод человека, правовое просвещение населения .
Выделено было – 160 млн.р., к раздаче запланировано 148,9 млн.р.
Здесь так же присутствует некоторое количество непрофильных получателей. Конечно, не столь много, как в НБФ или тем более в Государственном клубе, но тоже хватает. Пройдусь кратко.
А) Непонятно, как реализуемые.
Данный аспект – реализуемость, является более тонким. В этом смысле, проекты, финансируемые «Сопротивлением», схожи с финансированием ИНОП. Назову несколько таких проектов.
«Создание системы социальной защиты наемных работников на предприятиях беспрофсоюзной зоны через формирование уполномоченных представительных органов работников (производственных советов) Общероссийским профсоюзом работников торговли и услуг (ВКТ)».
Общероссийский профсоюз работников торговли и услуг (3 млн.р., заявка №7). Основной вопрос к проекту, столь заковыристо сформулированному: а, собственно, кто их уполномочит, этих уполномоченных на решение проблем наёмных рабочих? Вообще, когда встречаешь такие сложно осмысливаемые названия, возникает стойкое ощущение скрытого за ними, иного, смысла. Как это, по А.П.Чехову: «Они хотят казаться умными и потому говорят про непонятное».
Создание сети информационно-правовых терминалов (Инфоматы). Выполняет проект Ассоциация противодействия преступности «Контркриминал» (5 млн.р., заявка №327). Название выглядит интересно, пожалуй, даже интригующе. Есть только два сомнения:
- как такая субстанция, как информация, будет достигать, например, такую целевую группу как дети?
- стоит ли для апробации вкладывать сразу столь значительные средства?
Создание электронного портала «Правозащитная Россия», реализуемый Волгоградской РОО защиты от дискриминации, за соблюдение конституционных прав и основных свобод человека «НАШЕ ПРАВО» на сумму в 1,9 млн.р. (заявка №358), наверное, тоже необходим. Однако, даже несмотря на то, что виртуальное пространство внетерриториально, то есть может быть создано хоть на островах Океании, есть серьёзное сомнение в том, что небольшая региональная организация, причём из далеко не центрального региона страны и не имеющая заметной известности в стране, при центростремительности организации России, способна создать объединённый, достаточно мощный общероссийский ресурс.
Б) Исследования.
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на образ жизни и благополучие детей и подростков в Российской Федерации
Региональная общественная организация «Центр социальных программ в сфере благополучия населения "Время жить"» (2,6 млн.р., заявка №272).
В) Выборы.
Обеспечение правозащитной деятельности на базе организованных региональных пунктов гражданского контроля для предотвращения противоправных избирательных технологий реализуется Общероссийской общественной организацией «ГРАЖДАНСКИЕ СИЛЫ», (5,5 млн.р., заявка №70).
Общественная «Горячая линия» связи с избирателями, так называется проект Российского фонда свободных выборов, реализуемый за 8 млн.р. (заявка №183).
Создание единого координационного центра независимого наблюдения за ходом избирательных кампаний «Гражданский контроль».
АНО «Центр социальных и политических исследований «АСПЕКТ» (5 млн.р., заявка №190).
Наверное, в данном разделе существование подобных проектов можно признать формально наиболее уместными. Только вот есть одно актуальное соображение. Считаю, что имею право на это суждение как гражданин, прошедший довольно богатую школу выборов и самого разнообразного участия в них (начиная от депутатства в начале 1990-х и участием в работе разноуровневых избирательных комиссиях в различном качестве и заканчивая наблюдательством на безобразно и криминально скандальных московских выборах 2009 года ).
До тех пор, пока реальная политическая власть в стране принадлежит крупным и мелким политическим жуликам, любые попытки «наблюдать» за этим действом будет занятием, возможно, интересным и познавательным, но практически бессмысленным. Даже если вы будете хорошо владеть азами наблюдения за честностью выборов, что само по себе требует определённого гражданского мужества, которое сегодня в России в жестоком дефиците, вы вовсе не гарантированы от того, что будете попросту выпровожены с участка за пять минут до окончания времени голосования – по лживому обвинению. И тогда – можете сколько угодно наблюдать в замочную скважину за противоправными манипуляциями. Если у кого есть интерес прикладной, могу «угостить» видеокадрами октябрьской, 2009 года, битвы за голоса с подсчётом и сортировкой бюллетеней втихаря и прямо на полу, а также – прямого сговора одной партии (ЕР) с другой (КПРФ) о количестве процентов, получаемых по результатам «подсчёта». Так что здесь обучением проблемы не решить. А если такое обучение будет ещё и провластно ангажировано, то тут вообще ни о какой пользе от него говорить и не приходится.
А вот теперь – несколько вопросов более системного характера.
1. ЯСНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ НАЗВАНИЙ
Прозрачность, как один из наиболее значимых принципов, остаётся на крайне низком уровне в конкурсах «президентских грантов». До сих пор остаётся совершенно недоступной информация о поддержанных грантодателем проектах. Я уж не говорю о текстуальном их изложении, хотя именно из него может быть видна и осознана сущность производимых действий. Доступными должны быть хотя бы краткие резюме, предваряющие описание проектов. Но, за неимением их, приходится опираться на название конкурсных проектов. И тут возникают солидные проблемы: подчас, название проекта выглядит настолько туманным, что судить о содержании просто невозможно.
Приведу лишь некоторые и без указания НКО-операторов, поскольку здесь задача – не в поиске просчётов той или иной управляющей организации, а в бессмысленности попыток анализа. Что, безусловно, представляется дополнительным коррупциогенным фактором, поскольку придав названию проекта совершенно затуманенный смысл, можно легко уйти от любого контроля – за исключением более глубокого, содержательного анализа реализации проекта. А поскольку содержательный аудит эффективности в данном конкурсном механизме отсутствует – здесь и «зарыта» основная «экономическая собака». Названия проектов приведены в строчку.
«Программа мероприятий «Рупор народа», «Спортивная жизнь», «Я живу в России», «Лагерь «Диалог», «Жить по праву!», «Выстоять», «У черты», «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», «Издание журнала» (яркое и ясное название, правда?), «Рисовальные классы», «Открытый диалог», «Просветительская программа «Гласность 2» (по-моему, России хватило «гласности 1», хорошо бы ещё получить «слышимость»), «Река дружбы», «Этнопанорама», «Возьмёмся за руки, друзья!», «Славянское единство», «Душа Сибири», «Общественный дипломатический корпус», «Правовая культура и правовое образование», «За круглым столом», «Правильный взгляд», «Путь к добру и пониманию!», «АРТ-Такил».
Как видно, более или менее симпатичные названия, из которых разве что путём титанических усилий можно обнаружить крупицы смысла.
2. ЛОГИКА РАЗМЕРОВ ПОДДЕРЖКИ
В этот раз в аналитических материалах появилась новая тема: дело в том, что одним из операторов был поддержан проект «ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА в ШКОЛЕ. ЖИВАЯ КОНВЕНЦИЯ и СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ» Благотворительного фонда «Просвещение», в котором вот уже несколько лет трудится автор настоящего материала. Сталкиваясь неоднократно с несколько необъяснимой (и необъясняемой) логикой поддержки проекта в какой-то его части, посчитал, что в этот раз обсуждение этой темы будет вполне обоснованным.
Заявка подавалась на сумму, несколько меньшую 3 млн. рублей. Поддержано было нечто объёмом 1,3 млн. рублей. В связи с тем, что никто в офисе «Сопротивления» мне так и не объяснил, почему именно 1,3 млн., а не 3 млн., у меня возникли следующие мысли:
1) Могу написать всё, что хочу. Какая разница, что делать, раз деньги уже выделили;
2) Могу изъять из проекта какие-то существенные элементы, например – подготовку и выпуск книги (для меня несомненно, что, прежде всего, именно растиражированный результат может служить фактором, обеспечивающим длящееся воздействие от проекта и последующее распространение его достижений, если таковые возникнут).
Только время от времени просыпающаяся и с годами всё взрослеющая совесть не позволила мне именно так и поступить.
При этом полагаю, что вряд ли в организации-операторе кто-то мне смог бы внятно пояснить, что я, в свете состоявшегося грантово-бюджетного секвестра вправе изъять, а чего – нет.
Из всего сказанного необходимо сделать по крайней мере одно немаловажное заключение: итоговая сумма грантовой поддержки обязательно должна быть обоснованной. Поскольку в своей экспертной практике я всегда пользуюсь методом исключения лишних (на мой взгляд, для целей проекта) расходов, то на выходе моё положительное заключение (если оно – положительно) практически всегда содержит указание на допустимые сокращения без заметного ущерба для проекта и итоговую сумму, рекомендуемую для финансирования. Вроде бы, не сложно, но добиться от грантодателей возможности узнать о причинах сокращений до сих пор не удаётся.
Поскольку каждый грантополучатель всё равно неизбежно сталкивается с процедурами оформления договора гранта, возникает вопрос: а почему бы не встроить сюда же процедуру обсуждения причин итоговой суммы или хотя бы – возможности задавания вопросов по этому поводу?
3. ПРЕОБЛАДАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ из ЦФО.
Коллеги из регионов вполне резонно отмечают, что основу финансирования составляют проекты из Москвы и Питера. Например,
Дальневосточный информационно-аналитический Центр поддержки развития институтов гражданского общества в своём материале «Предварительный экспресс-анализ итогов Конкурса господдержки НКО-2010»
http://www.4cs.ru/users/files/fortexts/9575.doc приводят очень интересные количественные характеристики, из которых явствует, что предпочтения грантодателей однозначно относятся к центральным, условно «московским» НКО .
Есть и предложения по изменению данного, столице-центричного положения, например, через поручение руководству ЦФО курировать и оценивать проекты из своего округа – с распределением грантовых средств в некоей пропорции, скажем – в соответствии с количеством НКО округа. Правда, такой, формализованный подход способен привести к формальному же росту числа организаций – без каких-либо разумных качественных изменений. В этом плане, наверное, имеет смысл подумать над тем, чтобы сделать некую комбинацию между средствами, распределяемыми «из центра», и средствами, курируемыми в федеральных округах.
В «своё оправдание» (в кавычках – поскольку я из Москвы, а не потому, что оправдываюсь лично) могу сказать, что проекты, оформляемые в Москве, в большинстве своём (предполагаю) имеют межрегиональный характер, а значительное количество региональных проектов – так и остаются на региональном уровне. Данное обстоятельство поднимает на значимую высоту актуальность вопроса о развитии ресурсной базы грантового финансирования на уровне регионов и федеральных округов.
Кстати, о самом ЦФО. Не так давно, например, мне довелось увидеть Программу развития межсекторного взаимодействия ЦФО. «Программа» эта оставила у меня тяжёлое впечатление: она состояла сплошь из региональных мероприятий и нескольких межрегиональных тусовок; финансирования на уровне федерального округа не предусматривала вовсе, а все ресурсы выделялись самими регионами – в рамках региональных же программ одноимённого характера. Позвольте, скажете вы, как же можно выполнять программу, если она не имеет никакого внятного финансирования? И будете правы. Вот так она и выполняется. Потому, собственно, и сами федеральные округа пребывают у нас в некоем полусомнамбулическом, искусственно администрируемом состоянии. И до тех пор, пока на региональном и окружном уровне не будет должного социально-проектного финансирования, программы президентских грантов будут продолжать поддерживать либо пустую псевдопроектную гигантоманию, чего в данном конкурсе было, как вы, наверное, заметили, предостаточно, либо маленькие точечные, хоть и очень важные, но – несоразмерные масштабу конкурса, проектики бьющихся в безденежье маленьких региональных организаций…
4. МАСШТАБИРОВАНИЕ и ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ
Похоже, что организаторам ежегодных конкурсов не хватает «жанровой фантазии». Сформировавшиеся тематические ракурсы, пожалуй, нуждаются в некоей корректировке. Причём – не в такой, которая, подчас, напрямую диктуется Президентом РФ. В 2009 году была идея – КРИЗИС! И вот, под воздействием президентского призыва, огромное количество средств «тупо» раздавалось под видом проектов.
В нынешнем году, похоже, есть одна модная и одна актуальная тема: научно-техническая модернизация и выборы. И вот на научно-технологическую сферу приходится огромное количество поддержанных заявок. В результате у грантодателей от таких административных посылов буквально теряется понимание того, что же нужно финансировать. В итоге – выхолащивается сама идея конкурса. Что касается выборов, то практика их прохождения такова, что пока бессмысленно «пить Боржоми».
В данном небольшом пункте мне бы хотелось затронуть ещё тему масштабирования проектов и предложить взглянуть несколько под другим углом зрения. Разномасштабность проектов очень велика: почти три порядка (от нескольких десятков тысяч – до 41,4 млн. рублей). Поэтому считаю, что впредь необходимо произвести некое ранжирование таких проектов, например, по масштабу – на малые (до 300 000 рублей), средние – до 1,5 млн. рублей и крупные – до 5 млн. рублей. Более крупные проекты должны рассматривать отдельно и иметь значительно более серьёзный уровень контроля качества выполнения.
А вот самые маленькие проекты, размером до 300 тыс.р., желательно практиковать только для тех организаций, которые реализуют их в региональном масштабе. Такая же финансовая рамка может быть установлена и для «первачков», НКО, впервые участвующих в каких-либо конкурсах.
5. УПРАВЛЕНИЕ и ОЦЕНКА.
В отличие от предыдущих лет в нынешнем году, похоже, расходы НКО-операторов на управление грантами каким-то образом регулируются, хотя и не публично-формально. Во всяком случае несложный расчёт показывает, что расходы эти несколько варьируются от 6% (у ИПГО и НБФ) до 7,86% (у ИНОП).
Однако это – только управление. Общественности остаётся неизвестной информация о том, сколько средств (из миллиарда на всю поддержку) выделяется на осуществление независимой внешней оценки эффективности вложений? Мне ответ на этот вопрос известен и так – 0,0%. А точнее - контроль осуществляет тот, кто выдаёт грант. Это – контроль внешний, но независимым его назвать нельзя, поскольку грантодатель, помимо прочих, формализованных, задач, руководствуется, помимо всего прочего, стремлением не выглядеть плохо в глазах Президента, санкционирующего выделение грантовых средств. Налицо внутренний конфликт интересов – грантодателя и контролёра в одном лице.
Следовательно и очевидно, что такое бесконтрольное и, как правило, либо бездарное, либо коррупционно ёмкое расходование средств будет и дальше идти теми же темпами и практически столь же скандально. Вообще можно сказать, что сегодня на российских просторах есть только полторы точки, в которых расходование средств на внешнюю независимую оценку становится обязательным стандартом. 1-я точка – Красноярский край, где 5% средств, выделяемых на региональные гранты, идёт на обязательную, именно независимую внешнюю оценку. Половиной второй единицы мечтается… Москва, где в настоящее время готовятся к принятию поправки к закону «О взаимодействии…» (т.н. 38-й закон), которые предусматривают установление такой планки на уровне 3%.
Учитывая тот факт, что в следующем, 2011 году Счётная Палата РФ планирует разработать стандарт аудита эффективности, возможно, следующий конкурс можно будет охарактеризовать в итоге более положительно… или хотя бы более точно.