Уважаемые коллеги и парнеры по Общественной палате края!
Высылаю Вам на обсуждение проблемную статью по материалам проведенной нами экспертизы. Она будет опубликова в завтрашней в газете "Народное вече" за 5 мая для целей всеобщего обсуждения.
Нуждаюсь в Вашем участии.
Буду признательна Вам, если Вы сможете через грант включиться в работу над указанными проблеми в вашем микрорайоне, городе, крае...
Пишите о ваших идеях и планах в решении указанных проблем .
Всегда ваша, Елена Золотарева
ТЕРЗАЮТ НАС ТАРИФЫ,
СЛОВНО ГРИФЫ. ПОЧЕМУ?
ИЛИ КАК НАМ БЫТЬ, КОГДА НАС ВЫСЕЛЯЮТ
В прошлом номере «НАРОДНОГО ВЕЧЕ» мы начали изучать причины, которые привели к энергетической вседозволенности на территории Приморья. Почему, собственно, власть имущие могут позволить себе на лоббируемых ими предприятиях устанавливать явно заниженные тарифы? И почему мы, честные граждане, обязаны платить за электроэнергию в два, а то и в три раза больше, чем платят крупные предприятия? зачастую принадлежащие тем, кто имеет административный ресурс?
Как стало известно, недавно в Лучегорске состоялся торжественный обряд венчания нового православного храма, который, построен на спонсорские средства энергетиков. Любопытно, откуда у энергетиков лишние деньги? Уж не из наших ли с вами карманов, нищающих из-за непомерных тарифов ?
С этими вопросами я обратилась к эксперту Приморской торгово-промышленной палаты по законодательству, ведущему эксперту Общественной палаты г. Владивостока Елене Владимировне ЗОЛОТАРЕВОЙ.
- Существуют Постановления Приморского края, которые предоставляют льготы для «своих» юридических лиц. Какие это Постановления и что Вам известно насчет этих льгот?
- Существуют Федеральная служба по тарифам и Региональная энергетическая комиссия Приморского края.. Федеральная занимается обще нормативным регулированием тарифов естественных монополий (т.е. в сфере энергетики, транспорта и связи), а региональная – на основе федеральных норм осуществляет регулирование на уровне отдельного региона. Статья 72 Конституции РФ закрепила перечень прав и обязанностей органов государственной власти, находящихся в совместном ведении федерации и ее субъектов. Однако вступившие в законную силу поправки в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательного (представительного) и исполнительного органов власти субъекта Российской Федерации», закрепили перечень того, что теперь в компетенции субъекта.
Что касается установления льгот, то есть Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Настораживает ситуация когда льготы устанавливаются на основании Постановлений Администрации Приморского края и Региональной энергетической комиссии (далее РЭК ПК), ибо в силу вышеупомянутого федерального закона все бюджетные субсидии и льготы могут быть установлены лишь региональным законом. Постановления администрации Приморского края являются подзаконными актами и издаются в целях реализации федерального и регионального законодательства и не должны противоречить ему.
Именно в соответствии с требованием федерального законодательства должен быть установлен реестр энергоснабжающих предприятий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на отпускаемую ими электрическую и тепловую энергию. Этот реестр конечен и формируется из предприятий энерго- и тепло- снабжения на основании наличия в их собственности либо в аренде локальной энерго- и / или тепло сети, присоединенной к конечному потребителю. Если предприятие не попало в указанный реестр, то тариф для него не может регулироваться РЭК ПК, а устанавливается на общих основаниях , или в соответствии с федеральным и/или региональным законом о льготах, которые в силу требований бюджетного законодательства не могут носить индивидуальный характер. Вот, например, если предприятие «Бор» имеет собственную присоединенную локальную энерго- и/или тепло- сбытовую сеть – то это субъект государственного регулирования тарифов. Находкинский торговый порт также подпадает под регулирование. «Лутэк» - вырабатывает электроэнергию. «Дальполиметалл» - собственник сети. А предприятия «Артеммебель», «Угловой завод строительных материалов» или ООО «Хорольский пивзавод» - какое отношение они имеют к субъектам государственного регулирования тарифов?
Если сравнивать с городом Хабаровском, то там только два предприятия, владеющие сетью, попали в реестр: ОАО «Энергетики и электрификации Хабаровскэнерго» и МУН «Производственное объединение тепловых сетей». У нас же список любимчиков властной элиты настолько велик, что конца и края нет получателям льгот по тарифам. Всего таких льготников – 38 (кошмар!). А бюджетные субсидии, льготы, предоставляемые на основании Постановления Администрации Приморского края от 15 июня 2004 года № 150 «Об утверждении Положения о Реестре организаций, имеющих социальную и (или) экономическую значимость для Приморского края», во-первых, только утяжеляют расходы бюджета. Во-вторых, ставят в неравное положение других. Если субъекты действительно социально значимы, то это оправданно, но как попало в льготники частное предприятие ОАО «Артемовская экспедиция», которому Постановлением РЭК № 2/1 от 14 января 2004 г. предоставлены льготы на энерго тариф в 13 копеек за киловатт, тогда как для всех представителей малого и среднего предпринимательства тариф на электрическую энергию вырос до 2 рубля 15 копеек без учета НДС ? Или тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Хорольский пивзавод», в размере 735 руб./Гкал без НДС, в то время как тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Муниципальным унитарным предприятием теплового жилищно-коммунального хозяйства п. Дунай муниципального ЗАТО г. Фокино, по группам потребителей согласно приложению следующие:
№
п/п Группа потребителей Тарифы на тепловую энергию
(руб./Гкал)
1. Бюджетные потребители 1085
2. Прочие потребители 1085
Насколько это социально важно для двух миллионов населения, которые своими деньгами покрывают подобную избирательно предоставленную компенсацию?
Региональная энергетическая комиссия – это всего лишь государственный посредник, выполняющий определенные функции по регулированию отношений между крупным оптовым поставщиков электроэнергии, энергосбытовыми предприятиями и присоединенным к их сетям конечным потребителем, осуществляя контроль за обоснованностью рассчитанных ими тарифов. И действовать она должна в строгом соответствии с приказами федеральной службы по тарифам. Чего, увы, сегодня в Приморье не наблюдается.
Данный факт оправдывается тем, что гиганты, мол, дают огромный экономическую пользу и им тяжело, они терпят большие убытки от неплатежей. Мол, ОАО Дальневосточная энергетическая компания (генеральный директор компании - В.Ч. Мясник) управляет Дальэнерго, Хабаровскэнерго, Сахалинэнерго…
Однако, давайте посмотрим на финансовые показатели и отчет о прибылях и убытках «Дальэнерго».
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (по данным неконсолидированной бухгалтерской отчетности эмитента).
Показатель 2001г. 2002г. 2003г. 3-й кв. 2004г.
Собственный капитал, $ млн. 57,619 149,050 172,837 191,286
Выручка, $ млн. 204,931 234,053 298,808 234,907
Прибыль, $ млн. -17,948 0,159 3,904 17,627
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ, МЛН.РУБ. ( по данным неконсолидированной бухгалтерской отчетности эмитента).
Показатель 2001г. 2002г. 2003г. 3-й кв. 2004г.
Чистая выручка 5 977,478 7 340,100 9 164,327 6 790,387
Себестоимость 6 136,463 7 505,166 -8 862,503 -6 795,442
Прибыль (убыток) от продаж -162,883 -165,810 301,824 -5,055
Балансовая прибыль (убыток) -198,829 151,025 249,423 286,378
Чистая (нераспределенная) прибыль
(убыток) -523,501 4,981 119,733 509,541
Исходя из того, только 2001 год был для «Дальэнерго» убыточным, а начиная с 2002 года чистая нераспределенная прибыть предприятия возросла более чем в 20 раз в 2003 году и более чем в 4 раза в 3–ем квартале 2004 года из чего можно сделать вывод: не было оснований повышать тарифы на 10 % в 2005 году, поскольку чистые нераспределенные доходы самого предприятия по результатам 2004 года повысились более чем в 100 раз по отношению к 2002 году.
Недавно в одной местной газете было опубликовано объявление: «Генеральный подрядчик Дальэнергоспецпроект предлагает квартиры, строящиеся на ул. Прапорщика Комарова, 45, по цене 800 у.е. за 1 кв. метр». Встает вопрос: не на такие ли сверхприбыльные коммерческие проекты идут наши деньги? И почему мы должны страдать при необоснованном повышении тарифов на 10 % от «Дальэнерго», когда энергетический монополист и его дочерние компании получают такие бонусы от такого выгодного лишь монополисту и властной бизнес элите государственного регулирования? Вот и причина роста энерготарифов – коррупция, которая позволяет предоставлять неоправданные льготы.
Предприятие «Бор», получив 32 млн. (сумма дотаций), имеет тариф 50 копеек, хотя даже для бытового потребителя в Приморье тариф составляет 86 копеек. Список можно продолжить: «Спасскцемент» - 58 к., ОАО «Приморский ГОК» - 68 копеек, «Горно-металлургический комбинат» 50 копеек, ОАО «Ярославский ГОК» 22 копейки, ОАО «Холдинговая компания Дальзавод» 1 рубль 66 копеек, филиал «Находкинский КГУП 1 рубль 21 копеек - тогда как предприятия малого бизнеса в г. Партизанске платят по 2 руб. 40коп. за киловатт. А разве они – менее социально значимы?
Высокими энерготарифами можно парализовать даже самое успешное предприятие. Высокая степень коррупционности заключается в том, что собственником многих этих предприятий являются лица, приближенные к работникам администрации края, депутатам: ОАО Приморский лесокомбинат, в их числе даже - ОАО Уссурийский масложиркомбинат «Приморская соя» (детище губернатора С. Дарькина).
- Выходит, простых тружеников, несущих бремя энерготарифов за любимчиков власти, загоняют в долговую яму? И чего же ждать населению от нового закона о ЖКХ, когда должника могут легко выкинуть из квартиры на улицу?
- Теперь, действительно, все жилищные отношения регулируются новым Жилищным кодексом, по которому в соответствии со ст. 161 сами собственники выбирают тип управления своей собственностью. Если это касается многоквартирных домов или отдельного микрорайона, то они могут выбрать одну из форм, предложенных этой статьей. Она предусматривает три вида управления: непосредственное управление собственниками; управление через жилищно-строительный кооператив или товарищество собственников жилья. И третий вид – делегирование полномочий внешней управляющей компании.
Если рассмотреть каждый случай, то в первом один из жильцов является руководителем территориального общественного самоуправления и заинтересован в снижении издержек.
Во втором случае управлением занимается строительный кооператив – паевой. Прямо или косвенно издержки будут касаться кошелька собственников квартир.
И, наконец, последний вид – управляющая компания. Любая коммерческая структура создается для извлечения прибыли. Определенные нормы прибыли будут закладывать в те услуги, которые будут оказывать такая компания. Встает вопрос, а настолько мы состоятельны, чтобы закладывать еще и нормы прибыли этой управленческой компании, и как ее стимулировать, чтобы она внедряла энергосберегающие технологии, разумно расходовала деньги собственников квартир на ремонт нашего жилья? Вопрос о том, насколько работники этой управленческой компании профессионально подготовлены и заинтересованы в снижении издержек.
За рубежом существуют кадровые агентства, которые дают оценку навыкам управленческих кампаний. Но когда мы видим коррупционный опыт предоставления бюджетных средств по тем же тарифам, когда видны явно коррупционные лобби наших депутатов, являющихся собственниками многих предприятий льготополучателей, - можно предположить масштабы тех издержек, которые уже взвалили и еще взвалят на нас - жителей.
Ведь теперь жильцы сами содержат свою собственность - это не только их квартира, но и общая долевая собственность - подъезды, лифты, подвальные помещения, лестничные клетки, придворовая территория – бременя содержания которой с 1 марта 2005 года ложиться на самого собственника. И если мы не научимся эффективно этим управлять, цена вопроса будет только возрастать.
Управляющая компания, которую должны будут выбрать жильцы –собственники, будет от их имени заниматься обеспечением сохранности этих общих площадей. Цена вопроса, если эта компания будет «обласканной» локальными монополиями, лишь пришедшей извлечь прибыль и быстро обогатиться за наш счет, может настолько возрасти в условиях блокирования обратной связи, что, в конечном итоге, мы можем стать неплатежеспособными и потерять свое жилье. Те расценки, которые будут утверждаться такими локальными монополистами в своих интересах, мы просто не сможем оплачивать. А если мы становимся банкротами, то в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (Глава Х. «Банкротство гражданина»), мы будем подвержены процедуре банкротства, либо выселению по суду для возмещения образовавшихся долгов своим имуществом.
То же ОАО «Дальэнерго» с его непомерными тарифами и аппетитами дочерних компаний загонит нас в долги, ибо может подать иск в суд, чтобы в законном порядке осуществить отъем жилого имущества у простых граждан. В этой связи интересно проанализировать три любопытных Постановления РЭК:
- № 2/2 от 14 января 2004 г. следующего содержания:
1. Утвердить сумму отчислений ОАО «Дальэнерго» на финансирование мероприятий по надзору и контролю, проводимых Федеральным государственным учреждением «Управление государственного энергетического надзора по Приморскому краю» на 2004 год, в размере 43447,4 тысяч рублей;
- №3/3 от 21 января 2004 г. «Об утверждении уровня технологических потерь электрической энергии в электрических сетях предприятий коммунальной энергетики, передавших функции сбыта ОАО «Дальэнерго», на 2004 год»;
- и № 3/2 от 21 января 2004 г «Об утверждении уровня технологических потерь электрической энергии в электрических сетях предприятий коммунальной энергетики, не передавших функции сбыта ОАО «Дальэнерго», на 2004 год».
Оказывается, что электротехнические и физические свойства одних и тех же электрических и / тепловых сетей зависят от того, в чьих руках сбыт, а, значит, и сбор платежей с населения - в руках ОАО «Дальэнерго» или нет.
Скажете: граждане, совокупные коммунальные платежи которых составляют более 22% их совокупного подушевого дохода, имеют право на субсидию. Но процедура получения субсидии не так уж проста и весьма уязвима. Если какому-то чиновнику не понравится то, что-то в вашей квартире, например, оплаченный родственниками, или иными спонсорами хороший ремонт, то он вполне может сказать, что доходы у данного жителя больше заявленного им, а, значит, он не имеет право на субсидию.
Трагично то, что весь механизм нового жилищного кодекса от начала и до конца не сможет защитить граждан, если тарифы изначально необоснованно завышены. Именно из-за того, что перекладываются все коррупционные издержки, в том числе и предоставляемые льготы, на плечи рядового экономически активного россиянина, можно прогнозировать: огромное количество малоимущих и близких к ним граждан рано или поздно окажется на улице. При этом ЖК РФ как бы защищает их права: муниципалитет обязан предоставить им социальное жилье , т.е. муниципальные и государственные жилые помещения. Это могут быть и муниципальные дома специального назначения, т.е. социальные дома, в которые встроена инфраструктура социальной службы. Однако, с учетом того, что на сегодняшний день у нас 1 млн. кв.м. ветхого жилья, а темпы социального строительства едва покрывают 10 % от от прогрессивно растущей потребности в год, не трудно представить масштабы массового обнищания и обомжевания людей, ведь селить их будет некуда.
- Как в этой ситуации защититься людям от узаконенного рэкета?
- Надо понять: у нас есть право на создание территориальных общественных самоуправлений: а) в подъезде; б) в доме; в) в микрорайоне. От того, насколько будет укреплена территориальная общественность и самоуправление, настолько будут благоустроено наше жилье, прилегающая территория и защищена наша жизнь.
Объединившись, люди сами потребуют подомовой учет ремонтных работ, нормативы социальной обеспеченности, которые должны быть приняты как на краевом , так и на муниципальном уровне, смогут взять у власти под свой контроль положенные им бюджетные средства на обеспечения социальных стандартов содержания жилья и на реализацию программ социально-экономического развития придомовой территории. Ведь без учета их мнения власть теперь не вправе принимать градостроительные решения. Жильцы могут привлекать добросовестных предпринимателей, которые на взаимовыгодной основе смогут оказывать им качественные услуги, включившись в программу территориального развития. Это и есть экономическая основа местного самоуправления.
- То есть, можно сделать вывод, что всем нам необходимо объединяться?
- Объединяться в своем жилом подъезде, доме, микрорайоне. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает прямое народовластие через территориальное общественное самоуправление, через собрания (сходы) и конференции граждан, законодательную инициативу.
Такие процессы идут во всех регионах России. Очень интересен опыт Хабаровска, там дошли не только до паспортизации каждого дома, но местные инициативы поддерживаются из муниципального бюджета. Жители непосредственно участвуют в создании территориальных программ социально-экономического развития, а вовлечение граждан способствует удешевлению многих услуг.
Записала Прасковья ВРЕДНЮК.
P.S. Более подробно о том, с чего начать, вы можете узнать в общественной палате Владивостока по адресу: ул. Светланская 115, каб. 9. Центр общественной информации Общественной Палаты г. Владивостока, тел. для справок 26-19-91. или на сайте
http://opvl.narod.ru