О Б З О Р
практики судебного понуждения органов местного самоуправления и субъектов хозяйственной деятельности к выполнению обязанностей в сфере охраны окружающей среды
горрайспецпрокурорами направлено в суд 407 исковых заявлений в сфере охраны окружающей среды, 260 исковых заявлений. Как в предыдущем, так и в текущем году, в 60% случаев основанием для обращения прокурора в суд послужило бездействие органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по выполнению возложенных на них законом обязанностей в области охраны окружающей среды.
При подготовке исковых заявлений данной категории необходимо обращать внимание на следующие основные требования.
Во-первых, обязанность органа местного самоуправления либо хозяйствующего субъекта совершить определенные действия в области охраны окружающей среды должна четко вытекать из положений правового акта.
Например, в силу прямого указания ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Во-вторых, срок для устранения нарушений закона устанавливается с учетом обстоятельств конкретного дела.
В отдельных случаях срок выполнения мероприятий в области охраны окружающей среды прямо предусмотрен действующими нормативными правовыми актами. Так, Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным приказом МПР России от 31.10.2008 № 288 предусмотрено, что срок рассмотрения органами Ростехнадзора материалов для выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух составляет 30 дней.
В тех случаях, когда законодателем срок совершения определенных действий не установлен, период, в течение которого должны быть устранены нарушения, может быть определен с учетом письменной информации либо объяснение специалиста органа государственной власти, уполномоченного осуществлять разрешительные функции в данной сфере.
В-третьих, выдача в ходе проверки контролирующим органом предписания об устранении нарушения закона не исключает возможность направления прокурором в суд иска по данному вопросу. В данном случае выбор судебного способа защиты подкреплен возможностью принудительного исполнения решения суда службой судебных приставов.
Не исключает возможность обращения прокурора в суд и заключение проверяемым лицом договора на разработку требуемых разрешительных документов в области охраны окружающей среды. В этом случае в рамках проверки необходимо дать оценку принятым мерам по фактическому исполнению договора.
В анализируемый период по результатам общенадзорных проверок горрайспецпрокурорами в суд направлялись исковые заявления следующих категорий.
о разработке проектов нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение
В соответствии со ст. 11, п.3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы образования отходов производства и потребления устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду (ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Например, прокурором района установлено, что ООО «» проводит капитальный ремонт скважин на территории нефтяных месторождений, эксплуатируемых ООО «». В процессе производственной деятельности общества образуются шлам от чистки трубопроводов и емкостей от нефти, грунт и песок нефтезагрязненный, отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых организаций несортированный, обтирочный материал, загрязненный маслами, лом черных металлов несортированный, которые с учетом Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, являются отходами 3-5 классов опасности.
Учитывая изложенное, 30.04.2010 прокурором района в суд направлен иск о возложении на ООО «» обязанности разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов на территории нефтяных месторождений.
При подготовке исков данной категории необходимо учитывать, что с 01.07.2009 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, согласно которой от обязанности разрабатывать названные проекты освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в настоящее время обязаны получить указанную разрешительную документацию в области обращения с отходами государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения различных сфер деятельности, в том числе лечебно-профилактические, и иные предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
о разработке проектов санитарно-защитных зон предприятий
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий предусмотрены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61 в названные Санитарные правила внесены существенные изменения, вступившие в силу с 01.12.2009. В соответствии с ними разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной для объектов, для которых санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны, а также для объектов I - III класса опасности.
Например, при проверке соблюдения ООО «» природоохранного законодательства прокурором установлено, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов осуществляется предприятием при отсутствии проекта санитарно-защитной зоны предприятия. Согласно разделу 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 полигоны твердых бытовых отходов относятся к предприятиям II класса опасности, размер санитарно-защитной зоны которых составляет 500 метров. Аналогичные требования содержит и п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов».
С учетом этого, 09.03.2010 прокурором предъявлен иск о понуждении ООО «» разработать проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Учитывая многопрофильность большинства производств, отраженных в санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в материалах дел по искам данной категории должна обязательно присутствовать письменная информация Управления Роспотребнадзора по Томской области либо объяснение специалиста названного уполномоченного органа о классе опасности данного производства с учетом производимой продукции и размере санитарно-защитной зоны.
о разработке проектов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получении разрешения на выброс в атмосферный воздух
Согласно требованиям ст. ст. 12, 14, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается только на основании утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов и специального разрешения.
Информацию об отсутствии у юридического лица либо индивидуального предпринимателя названных разрешительных документов можно получить в уполномоченном органе – управлении Ростехнадзора.
Предметом доказывания по делам данной категории является факт осуществления предприятием деятельности, связанной с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данный факт подтверждается рядом доказательств, в том числе актом о проведении обследования территории, замерами на источниках выбросов, паспортами и иными документами на установки, расчетами платы за негативное воздействие, отчетами формы 2ТП-воздух и т.п.
Например, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации нефтяных месторождений прокуратурой области выявлен факт эксплуатации ООО «» установок по сжиганию отходов «Факел» и «Форсаж». Вопреки требованиям ст. ст. 12, 14, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусматривающий эксплуатацию названных установок, и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у юридического лица отсутствовало.
Согласно руководству по эксплуатации установок для сжигания нефтесодержащих, промышленных и бытовых отходов, при их работе в атмосферный воздух выбрасываются азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углеводороды, углерода оксид. Выброс загрязняющих веществ происходит во время работы установок, то есть в процессе сжигания отходов. С учетом этого на основании п.2 параграфа 1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, данные источники являются стационарными источниками выброса вредных веществ в атмосферный воздух.
В связи с этим, 03.12.2009 прокурором области направлено в суд заявление о понуждении ООО «» разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусматривающий эксплуатацию установок для сжигания отходов «Факел» и «Форсаж» на территории нефтяных месторождений, и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
разработка программы производственного контроля
качества питьевой воды
В соответствии со ст. ст. 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований п.п. 2.4, 4.1-4.3, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды. Рабочая программа содержит перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, пункты отбора проб и другие данные.
Например, прокурором района проведена проверка деятельности МУП «», осуществляющего водоснабжение населения сельских поселений. Проверка показала, что в нарушение приведенных требований закона рабочая программа производственного контроля качества воды у предприятия отсутствует, надлежащий производственный контроль не осуществляется. Отсутствие производственного контроля создает угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории, обсуживаемой организацией, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц.
Учитывая это, 18.06.2009 прокурором района предъявлен иск о понуждении МУП «» разработать и утвердить рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
обеспечение питьевой водой надлежащего качества
В соответствии со ст. ст. 11, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований п.п. 3.1, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Обязанность по обеспечению качества питьевой воды централизованных и децентрализованных систем питьевого водоснабжения возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию указанных систем.
Например, прокурором района проведена проверка деятельности МУП «», обеспечивающего питьевой водой жителей с. . В рамках проверки специалистами Управления Роспотребнадзора области отобраны пробы воды из разводящих сетей , которые показали, что предельно допустимая концентрация содержания железа превышена в 3,2-5,2 раза, мутность – в 2,5-5,2 раза. Несоответствие питьевой воды санитарно-химическим показателям свидетельствует о том, что МУП «» поставляет жителям с. питьевую воду ненадлежащего качества, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранение благоприятной окружающей среды.
Установленные факты явились основанием для направления 25.02.2010 прокурором Томского района в суд искового заявления о понуждении МУП «» обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой жителям с. , требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
разработка проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, получение разрешения на сброс сточных вод
В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Сбросы химических и иных веществ, микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч.4 ст. 23 указанного Федерального закона).
Например, прокурором проведена проверка муниципального предприятия УК «ЖКХ », которое осуществляет деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и организациям на территории п. и ряда иных населенных пунктов. В частности, предприятием осуществляется деятельность по приему у населения и организаций сточных вод, их очистке и сбросу в протоку и далее в реку . Вопреки требованиям ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вышеуказанные разрешительные документы у МП УК «ЖКХ » отсутствуют.
С учетом этого, 23.07.2009 прокурором в суд направлено исковое заявление о понуждении МП УК «ЖКХ » разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами в результате работы очистных сооружений в пос. и получить разрешение на сброс сточных вод.
обеспечение надлежащего водоотведение сточных вод
В соответствии с ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» организация водоснабжения населения и водоотведения отнесены к вопросам местного значения. При установлении в ходе прокурорских проверок фактов, когда очистные сооружения отсутствуют либо не работают, необходимо иметь ввиду, что ст. 60 Водного кодекса РФ предусматривает прямой запрет на сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества.
При подготовке искового заявления необходимо собрать доказательства, подтверждающие негативное влияние сточных вод на водный объект.
Например, прокурором установлено, что неочищенные хозяйственно-бытовые стоки от жилых домов по ул. Свердлова, 4, 5, 6, 6/1, 7 в поступают в систему ливневой канализации и далее без очистки в р. . В рамках проверки специалистами ОГУ «» отобраны пробы воды, исследования которых выявили загрязняющие вещества. Изложенное позволило сделать вывод о том, что несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов осуществляется без санитарной очистки и обезвреживания, оказывает негативное влияние на водный объект, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на данной территории.
В связи с этим, 11.01.2010 прокурором в суд направлен иск о возложении на администрацию обязанности организовать водоотведение от указанных жилых домов, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через ливневый коллектор в р.
ликвидация несанкционированных свалок
Часть 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» содержит запрет на размещение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.
Статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относят к вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возлагается на местную администрацию.
Вместе с тем, в ряде случаев ответственность за очистку территории от бытовых и промышленных отходов возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С учетом требований ст. 42 Земельного кодекса РФ в таких случаях основанием для обращения прокурора в суд является факт несанкционированного размещения отходов на территории земельных участков, которые находятся в собственности либо в аренде.
|