Заявление ОП РФ о новой редакции Закона о НПО: нормы и положения, предлагаемые этим законопроектом, напрямую затрагивают проблему существования и развития в России институтов гражданского общества.
http://www.citizens.ru/new/archive/2005360-3.html
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
З А Я В Л Е Н И Е
Члены Общественной палаты Российской Федерации принимают активное участие в работе над законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предполагающем существенные изменения условий деятельность общественных объединение и некоммерческих организаций, распложенных на территории России. Нормы и положения, предлагаемые этим законопроектом, напрямую затрагивают проблему существования и развития в России институтов гражданского общества. Поэтому положения законопроекта вызывают огромный интерес и обеспокоенность представителей общественных и некоммерческих организаций, экспертов, органов государственной власти.
Мы высоко оцениваем ту работу, которая проделана депутатами Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации по заключению Президента Российской Федерации В.В. Путина с целью приведения законопроекта в соответствие с многочисленными замечаниями, включая и замечания, высказанные членами Общественной палаты Российской Федерации. В результате, в новой редакции законопроекта были учтены многие предложения, действительно, отвечающие запросам современной общественной жизни страны. Более того, ко второму чтению фактически изменилась сама концепция законопроекта.
Однако даже в новой, значительно улучшенной редакции законопроект содержит ряд недостатков. Некоторые его положения фактически приведут к созданию новой мощной бюрократической машины. Законопроект содержит положения о ежегодных проверках общественных объединений и некоммерческих организаций вновь создаваемым контрольным органом. В соответствии с положениями законопроекта, эти организации обязаны предоставлять все сведения о своей деятельности не по специальному запросу, а в обязательном и регулярном порядке. При этом контрольный орган не будет ограничиваться контролем за некоторыми особыми аспектами деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, важными с точки зрения обеспечения безопасности страны, но будет проверять соответствие расходуемых средств этих объединений и организаций их уставным целям в целом.
В результате, основной функцией главного контролирующего ведомства станет выявление оснований для ликвидации или приостановления деятельности общественных организаций, а основной формой отчетности, оправдывающей существование новой бюрократической машины, станет количество ликвидированных общественных объединений и некоммерческих организаций.
В то же время, наряду с вновь создаваемой бюрократической машиной, сохраняется и контроль за общественными объединениями и некоммерческими организациями со стороны множества других органов государственной власти.
Обращает на себя внимание, что, согласно тексту законопроекта, ряд вводимых ограничений
не распространяется на те объединения и организации, учредителями которых являются
государственные органы и / или муниципалитеты.
Кроме того, согласно букве предложенного законопроекта, как раз те общественные объединения и некоммерческие организации, среди учредителей которых есть государственные органы
других стран, получают
право нарушать все то, что законопроект
запрещает собственно российским объединениям и организациям. Также, представляются сомнительными описания некоторых действий, признаваемых законопроектом в качестве оснований для отказа от регистрации и для начала процедуры ликвидации общественного объединения или некоммерческой организации. Наиболее яркой из них можно считать «угрозу национальной самобытности Российской Федерации». Совершенно невозможно сформулировать для названного деяния ясные и однозначные критерии, позволяющие принять юридически обоснованное решении о признании нарушения той или иной организацией указанной нормы.
Мы, члены Общественной палаты Российской Федерации, с удовлетворением отмечаем, что наше Обращение от 3 декабря 2005 года не осталось без внимания
Президента России,
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других органов власти. В результате нашего Обращения начался конструктивный диалог власти с обществом, в котором приняли участие представители рабочей группы, созданной членами
Общественной платы 13 декабря 2005 года. Мы готовы и дальше продолжать начавшийся диалог.
В сложившихся условиях очень многое зависит от содержания подзаконных нормативно-правовых актов правительства Российской Федерации и начала правоприменительной практики. Члены Общественной палаты считают необходимым участие Общественной палаты в формировании этих документов, а также в мониторинге правоприменительной практики и разработке предложений по коренной переработке законодательства в этой области.
Председатель собрания А.Г. Кучерена
Секретарь собрания М.А. Слободская
23 декабря 2005 г.
г. Москва